Рейтинг моторных масел категории 5W 30 предназначен для правильного выбора при покупке машинного масла. Масло предназначено для снижения скорости износа, отвода излишков тепла и металлических частиц от деталей двигателей. Смазки отличаются повышенной устойчивостью к перепадам температур и обеспечивают легкий запуск мотора в зимнее время.

Материалы выпускаются всеми крупными нефтеперерабатывающими компаниями, при подборе следует учитывать требования производителя силовой установки (допуски API и SAE), указанные в сервисной книжке и на этикетке, расположенной в моторном отсеке.
Характеристика моторного масла 5W30
Машинное масло для силовых установок легковых автомобилей, кроссоверов и коммерческих машин с вязкостью 5W 30 может базироваться на синтетической или полусинтетической основах. Рассчитано на работу при температуре окружающей среды от -25° до +30°С. В состав смазывающего вещества включены присадки, удаляющие нагар и нейтрализующие агрессивные вещества, образующихся при окислении топлива.

В зависимости от основы и дополнительных компонентов смазка 5W 30 выдерживает пробег до замены от 10 до 15 тыс. км.
Какое масло 5W30 выбрать
При подборе учитывают:
- тип системы зажигания (для бензинового мотора и для дизеля необходимы разные вещества, нефтеперерабатывающие компании предлагают универсальные смазки);
- соответствие требования производителя (допуски API и ACEA либо оригинальные требования указаны в инструкции по эксплуатации);
- климатическую зону (определяет пороговые значения температуры воздуха зимой и летом);
- вместимость картера мотора;
- состояние поршневой группы (существуют смазки с присадками, предназначенные для двигателей с пробегом от 100 тыс. км).
Топ-7 популярных синтетических моторных масел 5W30
Синтетические смазочные вещества отличаются химическим составом пакета присадок, который определяет ресурс и характеристики материала. В таблице представлена средняя цена на конец 2021 г. на лучшие синтетические вещества с вязкостью 5W 30.
Бренд (Марка) | Цена, тыс.руб |
Motul (Specific DEXOS2), 5л | 4,4 |
Mobil 1 (ESP), 4л | 2,7 |
Castrol (Magnatec A5 Dualock), 4л | 2,35 |
Motul (8100 X-clean FE), 5л | 4,25 |
Idemitsu (Zepro Touring), 4л | 2,15 |
Shell (Helix HX8 A5/B5), 4л | 1,84 |
ZIC (X7 LS), 4л | 1,64 |
Motul Specific DEXOS2 5W30
Универсальное масло Мотюль 5W30 DEXOS2 создано для бензиновых и дизельных силовых установок машин концерна GM-OPEL. Отличается повышенной смазывающей способностью и снижает расход топлива. Совместимо с двигателями, требующими использования смазывающего вещества стандартов PI SM/CF или ACEA C3. Смазка теряет текучесть при охлаждении до -36°С, щелочное число 7,4 мг КОН/г обеспечивает неплохие моющие характеристики.

Mobil 1 ESP 5W30
Синтетика Mobil 5W30 удаляет загрязнения и поддерживает работоспособность систем понижения токсичности выхлопных газов. За счет снижения содержания серы и фосфора не оказывает негативного воздействия на каталитические нейтрализаторы и фильтры для улавливания частиц сажи. Присадки замедляют процесс старения смазки, допуская увеличение интервала замены до 15 тыс. км. Материал имеет одобрения производителей VW, Porsche, PSA, Mercedes Benz и GM (стандарт Dexos2).

Castrol Magnatec 5W30 A5 Dualock
Масло Кастрол 5W 30 используется рядом автомобильных концернов для первичной заправки картеров силовых установок. Соответствует нормативам ACEA A1/B1, A5/B5 и API SN, имеет сертификаты Ford WSS-M2C913 и M2C913-D. Рекомендовано производителем для автомобилей Honda, Hyundai/KIA, Volvo, Land Rover.

Motul 8100 X-clean FE 5W30
Масло Мотюль 5W 30 соответствует допускам европейских производителей машин и рассчитано на замену через 15 тыс. км пробега. Создано для моторов разработки после 2015 г., оборудованных наддувом и отличающихся напряженным рабочим режимом. За счет малого содержания серы может использоваться в установках, соответствующих нормативу Евро-6. Температура потери текучести составляет -42°С, остаточная сульфатная зольность 0,78% от веса сгоревшего материала.

Idemitsu Zepro Touring 5W30
Масло Идемитсу 5W 30 поставляется в металлической канистре с вытяжной горловиной, упрощающей заливку в картер. Обеспечивает снижение расхода бензина и может использоваться в моторах с наддувом. Получено путем гидрокрекинга, остаточная зольность 0,86%, содержание фосфора не превышает 0,08% от массы материала. Производитель не декларирует температуру застывания, лабораторные тесты показывают, что потеря текучести происходит при -25°…-28°С.

Shell Helix HX8 A5/B5 5W30
Масло Шелл 5W 30 получено путем гидрокрекинга нефтепродуктов. При разработке присадок использован гоночный опыт (Shell является партнером команды Ferrari, выступающей в чемпионате Формула-1). Активные моющие присадки удаляют загрязнения, материал теряет текучесть при -39°С. Производитель заявляет экономию топлива до 1% по сравнению с Helix HX7.

ZIC X7 LS 5W30
Масло Зик 5W 30 подходит для бензиновых и дизельных агрегатов, имеет допуски MB 229.51, BMW Longlife-04 и GM Dexos2. Синтетическая база обеспечивает легкий пуск при низких температурах воздуха, а технология Low Saps продлевает ресурс материала с одновременной нейтрализацией кислот, образующихся при сгорании топлива. ZIC X7 LS выдерживает нагрев без выгорания (при нормальных зазорах в поршневой группе).

Самые востребованные моторные масла 5W30 для дизеля
Дизельные агрегаты отличаются сниженным термическим режимом, смазочное вещество 5W 30 должно сохранять монолитную пленку и поступать к трущимся поверхностям без перебоев. В конструкции агрегатов имеются компрессоры с приводом от крыльчатки, раскручиваемой потоком выхлопных газов. Смазывающее вещество должно обеспечить защиту прецизионных подшипников ротора, в противном случае компрессор заклинивает и двигатель становится неработоспособным из-за потери мощности.
Total Quartz INEO MC3 5W30
Масло Тотал 5W 30 разливается на одном заводе с материалами ELF (оба бренда принадлежат одному нефтеперерабатывающему концерну). Отличается расширенным перечнем допусков от европейских и американских концернов (в том числе Longlife-04 от BMW) . Предлагается в канистрах вместимостью 1, 4 и 5 л (цена от 600 до 2500 руб.).

ELF Evolution Full-Tech FE 5W30
Масло Эльф 5W 30 создано для машин бренда Renault и имеет допуск RN 0720 (соответствие ACEA С4). Поставляется в пластиковых канистрах емкостью 1 и 5 л (цена 800 и 3500 руб. соответственно). Материал подходит для всех дизелей с системой улавливания частиц сажи (за исключением агрегатов 2,2 dCi). В состав введены присадки для снижения расхода топлива, интервал замены доведен до 15 тыс. км (или 1 раз в год).

Полусинтетические моторные масла 5W30 для бензиновых двигателей
Для автомобилей, которые эксплуатируются в летнее время или в южных регионах страны, подойдет смазка 5W 30 на полусинтетической основе. Материал отличается пониженной текучестью и не проникает через прокладки между деталями мотора (например, через лобовую крышку). Смазка имеет повышенную температуру замерзания и сниженный ресурс из-за упрощенного пакета присадок. Владельцы выбирают полусинтетические материалы из-за сниженной цены.
ZIC X5 5W30
Масло ZIC X5 5W-30 поставляется в розницу в канистрах из синего пластика объемом 4 л (средняя цена 1,1 тыс. руб.), для моторов с увеличенной вместимостью картера предлагаются 6-литровые резервуары. Соответствует нормативам API SN и имеет допуск GM Dexos1, допускается применение при температуре воздуха не ниже -20°С. В состав введена присадка на основе органического молибдена MoDTC, обеспечивающая снижение потерь на трение и повышение экономичности.

Синтетические автомасла 5W30 для бензиновых двигателей
В список популярных представителей попали Liqui Moly Special Tec AA и Idemitsu SN/GF-5, которые не фасуются на территории России, а ввозятся из-за рубежа. В состав смазок введены пакеты присадок для защиты деталей от преждевременного износа. Средняя стоимость приведена в таблице.
Бренд (Марка) | Цена, тыс. руб. |
Liqui Moly (Special Tec AA), 4л | 3,1 |
Idemitsu (SN/GF-5), 4л | 1,6 |
Liqui Moly Special Tec AA 5W30
Немецкое масло Ликви Моли 5W 30 содержит присадки на основе молибдена, снижающие силу трения и износ деталей вне зависимости от условий работы. Материал производится путем гидрокрекинга нефтепродуктов, поставляется клиентам в пластиковых канистрах. Температура потери текучести составляет -45°С, что позволяет использовать Special Tec AA в северных регионах России. Предназначено для автомобилей азиатского или американского производства (имеет допуски концернов Chrysler, Honda, Mazda, Toyota Motor Corporation).

Idemitsu 5W30 SN/GF-5
Масло Idemitsu 5W 30 соответствует нормативам API SN и подходит для атмосферных агрегатов и моторов с наддувом. Производитель заявляет высокую текучесть при низкой температуре окружающей среды. Смазка получена по технологии гидрокрекинга, для повышения характеристик в состав введен пакет присадок, обеспечивающих устойчивость к окислению и деградации при нагреве до +110°С. Материал предлагается в пластиковой канистре емкостью 4 л, для автосервисов доступна тара емкостью 20 или 200 л (ведро или бочка со сливной горловиной, рассчитанной на установку помпы).

Рейтинг российских моторных масел 5W30
Российские нефтеперерабатывающие компании освоили производство синтетических моторных масел категории 5W30 на основе импортных присадок. Материалы отличаются сниженной ценой и обладают отличными моющими характеристиками. При заливке смазки в силовые агрегаты с пробегами более 150 тыс. км отмечается повышенный угар, вызванный удалением отложений и увеличением зазоров в парах трения. В топ попали материалы, изготовленные компаниями Лукойл, Газпромнефть и Роснефть, сравнение цен с указанием емкости канистры приведено в таблице.
Бренд (Марка) | Цена, тыс. руб. |
Лукойл (Люкс SL/CF), 4л | 1,51 |
Газпромнефть (G-Energy F Synth EC), 4л | 1,65 |
Роснефть, (Magnum Coldtec), 4л | 1,15 |
Лукойл Люкс синтетическое SL/CF 5W30
Масло Лукойл Люкс 5W 30 предназначено для автомобилей европейского, американского и азиатского производства (с учетом допуска API SL/CF). Производитель получил сертификат на соответствие стандарту Ford WSS-M2C913-C, имеются одобрения RN 0700 от французского концерна Renault и допуски от ПАО «АВТОВАЗ». Заявлена защита трущихся деталей от коррозии и износа в жестких условиях эксплуатации (частые холодные старты или движение в пробках), масляная пленка устойчива к воздействию высоких температур и увеличенных контактных нагрузок.

G-Energy F Synth EC 5W30
Синтетическое масло Газпромнефть G-Energy вязкостью 5W-30 создано для двигателей автомобилей Ford, но подходит для бензиновых или дизельных двигателей других производителей из Европы и Азии. Присадки позволяют снизить силу трения и расход топлива, обеспечивают стабильность характеристик при использовании горючего с повышенным содержанием серы. Увеличенное щелочное число обеспечивает удаление смолистых отложений и поддерживает в чистоте тонкие каналы масляной системы.

Роснефть Magnum Coldtec 5W30
Масло Роснефть 5W-30 соответствует стандарту API SN/CF. Присадки обеспечивают защиту трущихся поверхностей в условиях недостаточной подачи вещества в момент пуска зимой. Повышенная текучесть позволяет быстрее создать необходимое давление в магистралях. Вещество походит для моторов с воспламенением от сжатия или с искровым зажиганием, имеет одобрение ПАО «АвтоВАЗ». Помимо стандартной 4-литровой канистры предлагается емкость вместимостью 1 л, предназначенная для доливки.

Входящие в топ смазывающие вещества категории 5В30 обеспечивают защиту двигателя от преждевременного износа и удаляют отложения с деталей. При подборе следует учитывать требования производителя двигателя авто, при неправильном выборе внутри силового агрегата образуется нагар и ухудшаются условия работы цилиндро-поршневой группы. Если владелец машины затрудняется с выбором, то лучше проконсультироваться в нескольких торговых точках или со специалистами сервисных центров, а затем приобрести смазывающее вещество.