Адаптивный круиз контроль (АСС) в автомобиле: что это и на каких машинах стоит

Что такое адаптивный круиз контроль

Круиз-контроль – это дополнительная система автомобиля, основная задача которой – поддерживать заданную скорость. Он может быть полезен для длительных поездок по проселочным дорогам, но в городе использовать его сложно, так как нужно постоянно притормаживать, останавливаться и снова ускоряться. Для решения этой проблемы был разработан адаптивный круиз-контроль (или АСС — адаптивный круиз-контроль).

Адаптивный круиз контроль (АСС) в автомобиле: что это и на каких машинах стоит

Адаптивный круиз-контроль — это усовершенствованная система круиз-контроля, которая не только автоматически поддерживает скорость, но и поддерживает безопасную дистанцию ​​до впереди идущего автомобиля, адаптируясь к текущей дорожной ситуации.

Первые, до сих пор бездействующие, системы круиз-контроля начали устанавливать в 70-х годах прошлого века, а исследования в этой области начались на 30 лет раньше. Конечно, Северная Америка стала родоначальницей более механических систем, где обыкновенный стальной трос соединялся напрямую с карбюратором. Изначально круиз-контроль позиционировался как предмет роскоши: даже для самых высоких комплектаций самых дорогих и роскошных моделей он предлагался исключительно в качестве опции. Или — как основная «фишка» в анонсе новинки. Но с прогрессом эта система быстро стала электронной, и во многом благодаря Bosch пересекла океан, где стала пробираться во все автомобили, а не только в легковые.

Адаптивный круиз контроль (АСС) в автомобиле: что это и на каких машинах стоит

Адаптивный круиз-контроль появился гораздо позже, на рубеже веков. В отличие от системы холостого хода, которая просто поддерживает заданную скорость, адаптивная система круиз-контроля:

  • разгоняет автомобиль до заданного значения;
  • замедляет его до полной остановки;
  • наконец, поддерживает заданную скорость, обеспечивая не только комфорт в дальних поездках, но и значительно, на 10% и более, снижая расход топлива.

Хотя движение полностью автономное от водителя, когда машина сама не только тормозит/разгоняется, но и поворачивает, перестраивается из ряда в ряд, это очень далеко.

Как устроен адаптивный круиз-контроль

Сама система проста, понятна, состоит всего из трех узлов:

  • Фронтальные датчики расположены в переднем бампере, реже — за фальшрадиаторной решеткой. Это «глаза» круиз-контроля, поэтому на них не должно быть грязи и снега. В противном случае эффективность системы будет стремиться к нулю.
  • Дополнительные датчики, отслеживающие, едет ли автомобиль прямо, в гору или под гору, под каким углом поворачивается руль, контролируют включенную в коробку передач передачу, даже информацию с дорожной разметки и дорожных знаков.
  • Электронный блок управления, «мозг» адаптивного круиз-контроля. Это основа системы, от которой зависит не только качество работы, но и работа в целом. Разбирает поступающую информацию, отдавая команды:
    • изменить угол дроссельной заслонки в системе подачи топлива;
    • тормозной контур для увеличения или, наоборот, для ослабления силы давления тормозных колодок на диски.

Важно: Сопутствующие системы, такие как ABS или ESP, должны быть в исправном состоянии, иначе круиз-контроль просто не включится.

Принцип работы

Для лучшего понимания необходимо знать, как работает адаптивный круиз-контроль. Конструктивно он состоит из следующих элементов:

  1. Датчики расстояния (упомянутые выше). Установлен спереди, он должен быть чистым.
  2. Дополнительные датчики. Контролирую положение автомобиля, особенности его движения (в гору, по прямой и т.д.), положение рычага переключения передач, информацию о дорожной разметке и т.д.
  3. ЭБУ — это «мозг», который приводит в действие систему адаптивного круиз-контроля. Устройство собирает информацию, поступающую из разных систем. Анализируйте скорость/расстояние, угол поворота руля, поперечное ускорение и другие данные. После этого в систему подачи топлива подается команда на изменение угла дроссельной заслонки или тормозного крана.

Зная эти особенности, несложно понять особенности активного круиз-контроля, что это такое в автомобиле. Система позволяет устанавливать скорость в диапазоне от 30 до 180 км/ч, но современные системы имеют более широкий диапазон — от 0 до 200 км/ч. Последний вариант актуален для систем с опцией Stop&Go.

Адаптивный круиз контроль (АСС) в автомобиле: что это и на каких машинах стоит

Установка адаптивного круиз-контроля на заводе делает эксплуатацию автомобиля более комфортной. Если на дороге нет других транспортных средств, система поддерживает заданную скорость. Как только впереди идущее транспортное средство ускоряется/тормозит/меняет полосу движения, происходит соответствующее изменение режима вождения. Для повышения безопасности современные устройства часто дополняют опциями пассивной безопасности, экстренного торможения и GPS.

Читайте также:  Рулевая рейка: описание устройства, принцип работы, виды, неисправности

Новые поколения, новые возможности и новые требования

Описанный выше круиз-контроль, так называемый пассивный, предоставляет водителю ограниченный список дополнительных опций. Стремясь усовершенствовать эту систему, несколько автопроизводителей создали свои варианты ее реализации. Из них можно отметить следующие:

  1. Радарный круиз-контроль — производства Toyota;
  2. Preview Distance Control — производства Mitsubishi;
  3. Дистроник-Мерседес-Бенц;
  4. Адаптивный круиз-контроль — Volkswagen, Audi, Honda.

Эти системы уже представляют следующее поколение: адаптивный круиз-контроль. Его характерная особенность в том, что это не пассивный круиз-контроль, а активный. С его помощью вы сможете не только поддерживать и контролировать заданную скорость — под вашим управлением автомобиль самостоятельно тормозит и разгоняется. Для выполнения этих функций адаптивный круиз-контроль включает в себя:

  • датчик, используемый для контроля скорости и расстояния;
  • электронный контроллер управления;
  • устройства, выполняющие требуемые команды от контроллера.

Чтобы понять, для чего нужен Smart Cruise Control и как он работает, достаточно посмотреть на рисунок ниже:

Адаптивный круиз контроль (АСС) в автомобиле: что это и на каких машинах стоит

При этом контролируется не только скорость, но и расстояние между движущимися автомобилями, поэтому активный круиз-контроль автомобиля сзади излучает на автомобиль впереди и на основе отраженного сигнала устанавливает расстояние между ними. Если она уменьшается, то вторая машина начинает тормозить, если увеличивается, то ускоряется, оставаясь в пределах заданной водителем скорости. Активный круиз-контроль может быть оснащен датчиками двух типов:

  1. Лазерный.
  2. Радар.

Лазерный датчик дешевле, но его эффективность зависит от внешних условий, туман или дождь негативно сказываются на его работе. Радар таким воздействиям не подвержен, но цена его выше.

Как работает адаптивный круиз-контроль

Опять же, ничего сложного:

  • вся информация собирается с первичных и вторичных датчиков;
  • блок управления непрерывно анализирует его в режиме реального времени;
  • в зависимости от заданной водителем скорости и ситуации на дороге: пустая и прямая трасса или, наоборот, впереди идущая машина притормаживает/перестраивается, дает команду ускориться или, наоборот, снизить скорость. В то же время «продвинутые» системы могут замедлять работу двигателя или снижать его мощность за счет кратковременного обеднения топливовоздушной смеси.

Адаптивный круиз-контроль предыдущих поколений работает в диапазоне от 30 до 160 км/ч. При этом новые версии имеют удлиненную «вилку» от 0 до 200 километров в час. Одинаково удобно будет как в «ирисочном» городе — не нужно постоянно жать газ/тормозить, так и на трассе. Установите желаемую скорость, и вы можете снять ногу с акселератора.

Преимущества и недостатки АСС

Круиз-контроль в целом представляет собой новую и достаточно удобную электронную систему. Однако, как и любая другая автомобильная электроника, она имеет ряд недостатков и достоинств.

  • Во-первых, адаптивный круиз-контроль экономит топливо.
  • Система также позволяет снять с водителя бремя постоянной необходимости регулировать скорость автомобиля.
  • В-третьих, система обеспечивает хороший уровень безопасности и быстроту реагирования в экстренной ситуации.

Среди недостатков можно выделить две группы:

  1. Чисто технологический. Они заключаются в нарушениях функционирования датчиков, окислении контактов. Если радары не работают должным образом, система может по умолчанию предположить, что перед автомобилем есть препятствие, и замедлить автомобиль почти до полной остановки.
  2. Недоверие водителей. Поскольку высокий уровень автоматизации расслабляет водителей, соответственно снижается и уровень внимания к восприятию изменений во время вождения. В результате автомобилист не может достаточно быстро отреагировать на аварийную ситуацию.

Для чего нужен круиз-контроль

О так называемой системе круиз-контроля. Его задача, в простейшем варианте, использовавшемся еще в первых образцах такой техники, — поддерживать заданную водителем скорость. Принцип работы круиз-контроля понять несложно. Для него характерно, что принцип работы совпадает с действиями водителя: устройство меняет положение, в котором находится дроссельная заслонка, при возникновении отклонений от заданного водителем режима движения.

Например, на подъеме при снижении скорости круиз-контроль будет дополнительно открывать дроссельную заслонку, а на спуске, наоборот, закрывать заслонку, снижая скорость. Положение дроссельной заслонки меняется по сигналам электронного блока благодаря особой механике системы привода.

Адаптивный круиз контроль (АСС) в автомобиле: что это и на каких машинах стоит

Вопрос в том, нужен ли круиз-контроль, если не считать провокационным, то достаточно близко к этому. Конечно, такое устройство не относится к разряду обязательных и необходимых устройств автомобиля, таких как коробка передач или сцепление, без него вполне можно обойтись, но оно значительно облегчает работу водителя. Особенно это касается водителей-дальнобойщиков, которым приходится подолгу двигаться с одной и той же скоростью, иногда довольно низкой. В таких случаях не стоит думать о том, как пользоваться круиз-контролем — водители задают необходимую скорость, а система ее поддерживает, что облегчает работу водителя.

Читайте также:  Рулевая рейка: описание устройства, принцип работы, виды, неисправности
Адаптивный круиз контроль (АСС) в автомобиле: что это и на каких машинах стоит

А вот задаться вопросом, нужен ли круиз-контроль в таком примитивном виде, как описано выше, было бы вполне уместно. И уже получен своеобразный ответ: сейчас созданы новые системы, в том числе адаптивный круиз-контроль, позволяющие реализовать гораздо больше функций при управлении автомобилем. При этом механика должна уступить место электронике.

На какие автомобили устанавливается ACC

В настоящее время систему ACC можно установить практически на любой автомобиль в качестве опции, хотя чаще всего она встречается в премиум-сегменте.

Это связано с его довольно высокой стоимостью. Хороший набор будет стоить 100-150 тысяч рублей.

Каждая автомобильная компания имеет свои торговые названия для практически одной и той же системы с небольшими изменениями в элементах управления.

Традиционно ACC можно назвать адаптивным круиз-контролем или активным круиз-контролем, или более индивидуально, используя слова «радар», «расстояние» или даже «предварительный просмотр.

Впервые система была применена в автомобилях Mercedes под маркой Distronic.

Возможна ли установка своими руками

Процедура установки круиз-контроля довольно сложная и потребует определенных навыков и специального оборудования. Также нужно сказать, что система устанавливается далеко не на все автомобили.

Вам понадобится оборудование для прошивки блока управления двигателем, а для этого вам понадобится помощь программистов, которые знают, что такое круиз-контроль в автомобиле. Также потребуется переделать тормозную систему, заменить блоки АБС и прошить АКПП.

Адаптивный круиз контроль (АСС) в автомобиле: что это и на каких машинах стоит

Возможны проблемы с работой системы. Не всегда с первого раза загружается и работает как задумано. Бывает, что ошибок в работе нет, но система не хочет действовать. На некоторые модели автомобилей (в частности VAG) может потребоваться установка второго блока управления двигателем.

Принцип управления системой

Активация и деактивация адаптивного круиз-контроля контролируется водителем и осуществляется с помощью панели управления, которая обычно устанавливается на рулевом колесе.

  • Вы можете включать и выключать систему с помощью кнопок питания и питания соответственно. Если их нет, в качестве замены используется кнопка Set, позволяющая активировать круиз-контроль. Система отключается при нажатии педали тормоза или сцепления.
  • Вы можете установить параметры с помощью кнопки Set. После нажатия система устанавливает фактическую скорость и продолжает поддерживать ее во время движения. С помощью клавиш «+» или «-» водитель может увеличивать или уменьшать скорость на заданное значение при каждом их нажатии.
Адаптивный круиз контроль (АСС) в автомобиле: что это и на каких машинах стоит

Переключатель управления работой ACC

Адаптивный круиз-контроль активируется на скорости не менее 30 км/ч. Бесперебойная работа возможна при движении со скоростью не более 180 км/ч. Однако некоторые модели премиум-сегмента способны работать с момента начала движения и до скорости 200 км/ч.

Стоимость комплекса

Теперь понятно, что такое круиз-контроль в автомобиле. Это помощник водителя, иногда достаточно эффективный. Но штатно эти системы устанавливаются не на все модели автомобилей. Если машина не оборудована такой системой, ее можно установить самостоятельно или у официального дилера.

Что касается стоимости системы, то все зависит от марки автомобиля. Так, для моделей BMW такой комплекс может стоить от 100 до 150 тысяч рублей. Это не включает цену проводки и внутреннего монитора. Также сюда следует добавить стоимость установки адаптивного круиз-контроля.

Адаптивный круиз контроль (АСС) в автомобиле: что это и на каких машинах стоит

Подержанные комплекты могут стоить в среднем 1200 евро. Но вот преимущество: комплект уже максимально полный. Хотя есть ловушки. Например, нет гарантии, что этот вариант будет работать как обычный.

Для настройки системы нужно приложить немало усилий и обладать специальными знаниями. Радар для системы стоит несколько тысяч рублей, самое дорогое в таких системах — блок управления.Читайте также: Как помыть гидроблок АКПП своими руками?

Как видите, описываемая система – дорогое удовольствие, но покупая современный автомобиль, не лишним будет оборудовать его таким образом. Те, кто часто оказывается в пробках или путешествует на дальние расстояния, оценят полезность этого оборудования.

Блок управления

Этот блок получает информацию от датчиков, а также других систем автомобиля. Он использует данные датчиков для расчета расстояния и скорости относительно впереди идущего автомобиля.

Адаптивный круиз контроль (АСС) в автомобиле: что это и на каких машинах стоит

Специальный программный комплекс сравнивает фактические данные с заданными контроллером параметрами. Также на основе полученной информации формируется управляющий сигнал и отправляется на приводное оборудование. Хотя как такового адаптивного круиз-контроля нет исполнительного оборудования. Он использует другие устройства, которые подключены к модулю управления.

Что он ещё может

Стоит упомянуть о дополнительных возможностях, которые предоставляет круиз-контроль. Помимо определения расстояния между транспортными средствами, рассчитываемого по времени задержки отраженного сигнала, система способна определять скорость впереди идущего транспортного средства, для чего определяется изменение частоты отраженного сигнала по эффекту Доплера использовал.

Читайте также:  Рулевая рейка: описание устройства, принцип работы, виды, неисправности
Адаптивный круиз контроль (АСС) в автомобиле: что это и на каких машинах стоит

Динамический контроль: контроль параметров движения впереди идущего автомобиля дополняется отслеживанием его положения на дороге, то есть расположения переднего автомобиля относительно заднего на дороге.

Интеллектуальный круиз-контроль

Еще одна недавняя разработка, потрясшая автомобильный мир в 2015 году, — интеллектуальный круиз-контроль (i-ACC). Не путать с адаптивным! Суть алгоритма в следующем: кроме поддержания определенной скорости и безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля, добавилось упреждение момента столкновения. Инженеры долгое время изучали европейские стили вождения и на основе этого смогли спрогнозировать вероятность столкновения. При обнаружении этого обеспечивается нерезкое, но плавное торможение.

Адаптивный круиз контроль (АСС) в автомобиле: что это и на каких машинах стоит

Технология была представлена ​​компанией Honda, а первым автомобилем с i-ACC стал обновленный кроссовер Honda CRV 2015 модельного года. Сегодня он был представлен другими брендами.

Устройство

Система ACC содержит собственные компоненты и устройства, а также использует уже имеющиеся в автомобиле:

  • радары или лидары для обнаружения препятствий с разной дальностью, при этом радиочастотные датчики лучше работают в условиях ограниченной видимости, осадков или тумана;
  • активатор педали акселератора или электронный дроссель;
  • модуль управления микрокомпьютерной системой;
  • звуковые и световые индикаторы, информационное табло и панель управления с кнопками;
  • интерфейсы связи с системами ABS и ESP;
  • датчики педали тормоза и акселератора.
Адаптивный круиз контроль (АСС) в автомобиле: что это и на каких машинах стоит

Основой устройства является управляющая программа, содержащая все сложные алгоритмы работы АСС в различных условиях.

Как пользоваться адаптивным круиз-контролем

Работа адаптивного круиз-контроля может различаться в зависимости от модели. Но сам принцип остается неизменным – это может быть отдельный блок на руле или дополнительный многофункциональный рычаг на рулевой колонке. Обычно это:

Адаптивный круиз контроль (АСС) в автомобиле: что это и на каких машинах стоит
  • Включение/выключение системы — часто это одна и та же клавиша. Хотя отключить адаптивный круиз-контроль можно коснувшись педали тормоза или, наоборот, резко разогнавшись.
  • Кнопка SET, которая переключает в режим настройки — пользоваться ею будешь редко.
  • Ползунок, лепестки, качелька вверх/вниз, позволяющие установить нужную скорость.
  • Ключ RESUME, который восстанавливает предыдущие значения.

Это только базовые настройки — возможности управления, разгона/торможения могут быть гораздо шире.

Может ли круиз контроль экономить топливо

Теоретически может, но все же основная задача системы — разгрузить водителя, снизить степень утомляемости и повысить уровень безопасности движения. Что касается экономии топлива, то дискуссии на эту тему продолжаются до сих пор. Дело в том, что сглаживая разгон и торможение, можно реально сэкономить топливо: чем меньше разгон и торможение, тем меньше расходуется топлива.

Также каждый мотор в паре с коробкой передач имеет оптимальную скорость для экономичной езды. Учтя это при выставлении настроек круиз-контроля, можно добиться хорошей экономии. С другой стороны, некоторые специалисты считают, что то, что мы экономим на ровном участке дороги, идет насмарку на подъемах и спусках, потому что системе все равно приходится увеличивать подачу топлива для поддержания скорости на подъеме, а это лишнее топливо потребление. Однако мнение специалистов здесь не так важно, как мнение владельцев.

Адаптивный круиз контроль (АСС) в автомобиле: что это и на каких машинах стоит

Радары и лидары

Круиз-контроль имеет датчик расстояния. Этот элемент необходим для возможности измерения параметров скорости и расстояния до впереди идущего автомобиля. В качестве таких датчиков используются радары или лидары. Эти датчики излучают электромагнитные волны или инфракрасные лучи. Система оценивает скорость движущегося автомобиля по тому, как изменяется частота отраженной электромагнитной волны. И расстояние рассчитывается на то, как долго сигнал возвращался.

Лидары, в отличие от радаров, посылают не электромагнитные волны, а специальные инфракрасные лазерные лучи, но принцип их работы более или менее одинаков. Но датчики для этих систем намного дешевле радаров. Однако продукт подвергается воздействию элементов, поэтому в современных машинах премиум-класса лидеров не найти. Здесь установлены только радары.

Датчики расстояния установлены на переднем бампере и решетке радиатора автомобиля. Датчик нормально работает в радиусе до 150 м.

В последних версиях крейсеров используются дальномерные устройства, работающие как на коротких, так и на дальних дистанциях. Первый может изменить скоростной режим до полной остановки автомобиля. Второй, работающий в дальнем радиусе, снижает скорость автомобиля до 30 километров в час. Это позволяет расширить возможности помощника (например, использовать круизер в пробке, где нужна низкая скорость).

Рейтинг
( Пока оценок нет )

Об автомобилях, как отечественных и зарубежных, знаю от "а до я"! Разборка и сборка машин делается закрытыми глазами. Ремонт двигателя - любимое занятие)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Топ Авто Фишка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Besucherzahler
счетчик посещений