Что такое вариатор
Вариатор CVT (сокращение от Continuous Variable Transmission) — механизм, позволяющий изменять передаточное число трансмиссии без переходов между ступенями. В результате автомобиль плавно реагирует на изменяющиеся условия движения и сигналы водителя.
Изначально это устройство было изобретено Леонардо да Винчи в последние годы XV века. Но выдача официального патента на механизм была зарегистрирована гораздо позже, что негативно сказалось на внедрении этого принципа в технику.

В середине прошлого века на мотоциклах применялась вариаторная коробка передач. К концу века изобретение было востребовано в авиастроении.
Первый автомобиль, оснащенный вариаторной трансмиссией, сошел с конвейера в 1958 году на заводе DAF. Конструкция привода тех времен не отличалась надежностью. Резиновые ремешки быстро изнашивались, и корпус требовал ремонта.
Через некоторое время голландский инженер Хаб Ван Дорн применил гибкое стальное соединение, что повысило надежность механизма. Полноценное производство машин с такой компоновкой трансмиссии началось в 80-х годах прошлого века.
Современные технологии подразумевают использование новых износостойких материалов и специализированных смазочных материалов. Конструктивно усовершенствована конструкция агрегатов, оптимизированы гидравлические узлы и электроника, что позволило повысить производительность оборудования.
Устройство вариатора
Конструктивно вариатор CVT состоит из следующих элементов:
- Привод клиноременный, состоящий из шкивов и ремня.
- Пакет сцепления или преобразователь крутящего момента — предназначен для отключения трансмиссии от двигателя и обеспечения нейтральной передачи (наличие зависит от конкретной модели).
- Планетарный механизм представляет собой устройство, предназначенное для изменения направления вращения входного вала (режим реверса).
- Дифференциал — устройство для распределения крутящего момента двигателя на ведущие колеса автомобиля.
- Блок управления трансмиссией представляет собой электронную систему, которая считывает данные датчиков и передает соответствующие сигналы, изменяющие режим работы вариатора. В некоторых моделях вариаторов предусмотрена возможность ручного изменения скорости с помощью настроек электронного управления. При этом переключение происходит ступенчато, аналогично автоматической коробке передач. Также могут быть предусмотрены функции экономичного или спортивного режима.
- Трещотка — устройство для блокировки движения при парковке (парковке П).
- Гидравлическая система.
- Датчики (частоты входного и выходного вала, температура рабочей жидкости, положение селектора).
- Рамки.

Шкивы механизма CVT управляются гидросистемой, которая должна обеспечивать синхронное движение конусов или роликов бесступенчатой передачи. Состоит из:
- Гидравлический насос;
- Блок гидрораспределителей;
- Гидроцилиндры управления;
- Фильтр.
Насос приводится в действие коленчатым валом двигателя и постоянно работает во время работы двигателя.
Рабочая жидкость CVT
Масло CVT специально разработано для использования в бесступенчатых трансмиссиях. При рабочей температуре масла (от +60ºС до +70ºС) начинают проявляться его фрикционные свойства.

При более высоких скоростях движения автомобиля (более 150 км/ч) масло может перегреваться (температура выше +80ºC), что сокращает срок службы вариатора. Охлаждение масла в зависимости от модели может осуществляться за счет дополнительно устанавливаемого корпуса радиатора (масляного радиатора).
На правильную работу вариатора также влияют давление и уровень масла. Снижение его уровня может привести к проскальзыванию ремня (цепи) и фрикционов.
Строение ремня и цепи
Отдельного внимания заслуживают такие детали, как цепь и ремень вариатора. Последняя представляет собой сборную металлическую ленту. Он состоит из нескольких проволок или полос (до 12 штук), которые сложным образом скреплены стальными пластинами (скобами.
Для защиты от износа и скольжения ремешок имеет специальное покрытие. При работе вариатора ремень контактирует с конусами шкивов по краям пластин, обеспечивая необходимые осевые свойства с обеих сторон без потери гибкости и без деформации.

Обычные кожаные или силиконовые ремешки имеют слишком короткий срок службы и поэтому не используются в коробках передач. Ремень вариатора можно заменить только стальной цепью (цепной вариатор), которая также состоит из пластин, соприкасающихся со шкивами (конусами).
Как работает бесступенчатая CVT коробка передач
Рассмотрим принцип работы двух типов вариаторов: клиноременных и тороидальных (роликовых) вариаторов.
Ременной или цепной
В этом случае принцип работы тот же. Разница лишь в использовании ременной или цепной передачи в качестве передачи крутящего момента. Устройство коробки привода не меняется.
С помощью подвижного механизма, закрепленного на одном из конусов ведущего и ведомого шкивов, изменяется рабочий диаметр ремня. То есть в каждом из шкивов меняется внутренний диаметр. Следовательно, изменяется передаточное число между ведущим и ведомым валами.

По мере увеличения оборотов двигателя противоположные конусообразные пластины перемещаются или раздвигаются, каждая на своем шкиве. Они выталкивают ремень, когда сходятся, или опускают его, когда растягиваются.
Здесь нет фиксированных передач, потому что нет набора звездочек. Поэтому вариатор может иметь неограниченное количество передач, а значит широкий диапазон передачи крутящего момента.
В современных вариаторах по-прежнему две звездочки или дополнительная планетарная передача. Он предназначен для блокировки на пониженной или первой передаче, чтобы момент передавался не ремнем, а шестернями. Это предохраняет ремень от проскальзывания, а шкивы от царапания при запуске автомобиля под нагрузкой. Например, при выезде с остановки на бордюр, подъеме в гору на минимальной скорости или скольжении по грязи.
Задняя и нейтральная передача
Рассматривая устройство вариатора, сказали, что в его конструкции есть планетарная передача и набор фрикционов. Так что все это хозяйство отвечает за «нейтральную» и заднюю скорость.
Ведущий шкив жестко связан с водилом планетарной передачи. Солнечная шестерня установлена на приводном валу, который двумя рядами сателлитов соединен с зубчатым венцом. Они соединены своими осями с носителем.
Чтобы транспортное средство продолжало двигаться прямолинейно, необходимо зафиксировать зубчатый венец с солнечной шестерней. За это отвечает первый пакет фрикционов. Это набор тарелок. Один ряд которых имеет зубцы снаружи, они соединены с коронкой. Во втором ряду зубья расположены внутри пластины, они жестко связаны с солнечной шестерней. Весь набор вставок может перемещаться в осевом направлении по шлицам.Как выглядят фрикционные диски и как они работают в планетарной передаче.
Таких рядов несколько, пластины чередуются друг с другом. Между ними есть определенное пространство, и они свободно вращаются, каждая со своей шестерней. В этот момент включается нейтральная передача. Под действием гидропривода они закрываются. За счет силы трения между ними они фиксируют планету с короной. Теперь вся конструкция движется как единое целое, обеспечивая движение автомобиля вперед.
При включении задней передачи включается второй пакет фрикционов, а первый размыкается. Второй комплект пластин отвечает за крепление планетария к корпусу бокса.
Так вступают в игру спутники. Зубчатый венец вращается в одном направлении, а шестерни в другом. Поскольку они жестко связаны с конвейером, он вращается в противоположном направлении относительно входного вала. Это обеспечивает движение автомобиля на задней передаче.
Тороидальный вариатор
Как известно из его устройства, он имеет два неподвижных конуса, направленных друг против друга. Ролики вращаются между собой, которые меняют свое положение относительно этих конусов.

У каждого производителя свой механизм изменения положения роликов. В некоторых моделях ролики вращаются относительно оси конусов. В других вариаторах ролики перемещаются по оси вала, а их вращение относительно конусов происходит за счет прижатия к ним. Ролики самостоятельно меняют свое положение в плоскости за счет центробежной силы.
Стоит ли покупать автомобиль с вариатором
Для принятия решения обязательно надо покататься на таком автомобиле и почувствовать, как он разгоняется, как тормозит, какой шум издает двигатель.
Если вы любите спокойную езду в непринужденном стиле по относительно хорошим дорогам, то вариатор оправдает ваши ожидания.

Если вы планируете часто ездить по бездорожью, любите получать удовольствие от быстрого разгона и высокой скорости, то, скорее всего, лучше остановить свой выбор на «механике» или «автомате».
Нулевой или очень маленький пробег (до 50 000 км) автомобиля будет говорить в пользу вариатора. Если у автомобиля большой пробег, у вас могут возникнуть проблемы с вариатором, который потребует дорогостоящего ремонта.
Достоинства и недостатки вариатора
Вариаторные коробки передач на грузовые автомобили практически не устанавливаются из-за повышенных нагрузок на двигатель.
Вариаторная трансмиссия имеет свои преимущества и недостатки, о которых следует знать перед покупкой автомобиля с вариатором.
Разновидности вариаторов
Существует несколько видов коробок с вариаторами CVT. Трансмиссия осуществляется в следующих вариантах компоновки:
- клиновидный ремень: включает пару шкивов, соединенных клиновым ремнем. Каждый из шкивов состоит из 2-х дисков, рабочие плоскости которых наклонены в противоположные стороны под углом 20°. Гидравлика регулирует расстояние между дисками. Когда ремень опускается, передаточное число изменяется, обеспечивая плавную работу. В современных моделях вариаторов CVT ремень изготовлен из высокопрочных стальных пластин, что обеспечивает надежную работу;
- клиновидная цепь – с цепью, соединяющей отдельные оси механизма и собранной из нескольких элементов. Гибкое соединение захватывается дисками в виде конуса, что позволяет передавать крутящий момент и изменять передаточное число. Работа устройства сопровождается нагревом от контакта цепи со звездочками дисков, которые выравниваются системой охлаждения. Эти механизмы обладают высокой эффективностью, но пути назад нет, что требует использования дополнительных узлов;
- тороидальный: гибкое соединение в конструкции не используется. Механизм представляет собой пару валов с установленными между ними роликовыми узлами. Изменение скорости происходит за счет изменения положения роликов, а момент передается за счет соприкосновения рабочих поверхностей.
Последний из перечисленных типов вариаторной трансмиссии используется сравнительно редко, но этот принцип построения специалисты считают наиболее перспективным.

Клиноременные вариаторные трансмиссии
Этот тип трансмиссии чаще всего устанавливается на переднеприводные автомобили. В основе конструкции лежит система, состоящая из двух пар конических дисков и металлической планки. Последний состоит из нескольких пучков стальных полос, которые сложным образом соединяются с металлическими пластинами.
Каждая пара дисков состоит из неподвижного и подвижного элементов, которые фактически являются шкивами. Схема работы устройства следующая:
- Крутящий момент передается с первичного вала на ведущий шкив через гидротрансформатор.
- В гидротрансформаторе момент силы передается после того, как ведущее рабочее колесо подает масло на диск турбины, соединенный с первичным валом.
- Усилие от ведущего шкива к ведомому шкиву передается через ремень и, следовательно, на выходной вал.
- Для движения автомобиля вперед передача крутящего момента на выходной вал осуществляется через планетарную коробку передач с дисковым сцеплением.
- Обратное движение осуществляется реверсивным механизмом (приведение в действие дискового тормоза).
- Через промежуточный вал крутящий момент передается на дифференциал, который дополнительно распределяет усилия трансмиссии на полуось.
Скорость движения автомобиля осуществляется за счет изменения диаметров шкивов. На холостом ходу диаметр шкива трансмиссии вариатора минимален. Диаметр изменяется за счет движения дисков. Например, при сжатии дисков диаметр шкива достигает наименьших размеров, при развинчивании дисков диаметр увеличивается.
Коррекция скоростного режима обеспечивается согласованным изменением диаметров двух шкивов. В таких условиях количество передач практически не ограничено.
Бесступенчатые и тороидальные
Тороидальные передачи менее распространены, чем клиноременные, такие устройства устанавливаются на заднеприводные и полноприводные автомобили с продольным расположением двигателя. Система состоит из ведущего и ведомого дисков, между которыми расположены ролики.

В процессе работы ролики вращаются вокруг горизонтальной оси и одновременно перемещаются по вертикальной оси. Поэтому ролики могут перенаправлять работу, контактируя с разными участками дисков. Перемещаясь по вертикальной оси дисков, ролики изменяют передаточное отношение, а сила трения между ними обеспечивает передачу крутящего момента. То есть система работает следующим образом:
- Top Gear — когда ролики соприкасаются с ведущим диском по краям обода, крутящий момент уменьшается, а скорость увеличивается.
- Низкая передача — когда ролики соприкасаются краями обода с ведомым диском, крутящий момент увеличивается, а скорость снижается.
По надежности непрерывные тороидальные передачи в несколько раз превосходят клиноременные вариаторы. Но если они сломаются, то их нельзя будет починить. В сервисных центрах чаще всего рекомендуют полную замену узла, так как найти запчасти для его восстановления очень сложно.
Что такое автоматический и ручной режим вариатора
Движение в автомобиле с вариатором может осуществляться как в автоматическом режиме, так и с выбором ручного режима. Выбор режима производится селектором, различные расположения обозначены надписями.

Режимы вариатора:
- “D” – направление движения вперед. Относится к основным режимам, в которых с помощью компьютера изменяется передаточное число с учетом условий движения. Электроника следит за работой как вариатора, так и двигателя, обеспечивая их полноценную работу.
- “Р” – реверс. Для его реализации были внесены конструктивные изменения в виде установки специальных агрегатов. Включение этого режима допускается только при полной остановке автомобиля.
- «N» — нейтральная передача, при ее выборе разрывается связь между двигателем и коробкой передач. Его следует выбирать только во время длительной остановки.
- “P” – режим парковки, при котором ось ведомого конуса блокируется, исключая любое движение. Его следует выбирать только при оставлении автомобиля на стоянке. На многих автомобилях для выбора этого положения селектора помимо нажатия кнопки на рычаге нажмите педаль тормоза и включите стояночный тормоз. Переход в этот режим осуществляется выполнением тех же действий, только в обратном порядке.
- «+» и «-» — ручное управление, имитирующее переключение ступеней, хотя на самом деле вариатором управляет электроника и постоянный контроль за работой вариатора и ДВС со стороны компьютера.
- «S» — спортивный режим вождения. Предназначен для более динамичного движения автомобилей при нажатии педали акселератора. Изменение динамических характеристик движения происходит при более медленном изменении передаточного числа, что на выходе дает увеличение тяги наряду с увеличением скорости.
- «Е» — экономичный режим вождения, противоположный спортивному. В этом режиме осуществляется наиболее полное соединение ДВС с вариатором, что выражается в снижении расхода топлива.
- «L» — режим, предназначенный для тяжелых условий эксплуатации автомобиля. При выборе этого режима на ведущие колеса подается максимальное передаточное число. Езду с рычагом селектора в положении «L» следует осуществлять при буксировке прицепа или другого транспортного средства, при движении по бездорожью и в других сложных условиях.
Технологии будущего

В современных моделях автомобилей есть вариаторы, работающие за счет трения от цепи, роликов или ремня. Но уже сейчас инженеры ведущих производителей разрабатывают технологии, позволяющие отказаться от этого способа передачи крутящего момента. В их основу положен принцип шестерен, что повысит КПД и срок службы агрегата.
Специальная конструкция профиля зуба снижает давление на плоскость шестерни, обеспечивая плавное изменение передаточного числа. Уже опробована коробка передач CVT с цепью и дополнительным шкивом, не имеющая проблем с уровнем КПД в крайнем положении валов, но этого еще недостаточно. В общем, такая идея имеет место для будущих исследований.
Устройство и принцип работы CVT
Конструктивно вариатор CVT состоит из:
- вариаторная трансмиссия;
- реверсивное устройство для движения задним ходом;
- процессор, управляющий работой компьютера;
- муфта, передающая крутящий момент и отключающая коробку.
Варианты коробочного сцепления CVT:
- центробежный;
- преобразователь крутящего момента;
- мокрый многодисковый;
- электромагнитный.
Чаще других используется версия с гидротрансформатором, обеспечивающая плавную и бесшумную работу.
В конструкции вариатора CVT заложен принцип работы, основанный на изменении передаточного отношения путем выталкивания дисков, образующих входной и выходной шкивы.
Вот так это выглядит на схеме.

Механизм начинает работать после выбора водителем режима путем переключения в соответствующее положение рычага переключения передач.
Управляющий процессор регулирует положение шкивов в зависимости от скорости движения, положения педали акселератора.
Чем отличается вариатор от автомата и робота
Конструкция и принцип работы вариаторной коробки передач (вариатора) отличается от автомата или робота. Все эти механизмы предполагают изменение передаточного числа между трансмиссиями с минимальным участием водителя.
Автоматическая коробка передач конструктивно включает гидротрансформатор и планетарный редуктор. За счет этих узлов хотя и сохраняется фиксированное передаточное число для определенных положений, процесс перехода между скоростями сглаживается.
Робот представляет собой механический управляемый автоматикой при переключении передач.

МКПП, АКПП или CVT
Сегодня бесступенчатая трансмиссия достаточно надежна. Времена, когда вариаторные коробки нуждались в частом ремонте, постепенно уходят в прошлое. Первые клиноременные вариаторы приходилось осматривать и заменять каждые 50-60 тысяч километров, современные же приводы такого внимания не требуют. Если говорить о преимуществах современных вариаторов, то стоит отметить:Читайте также: Что такое коробка передач amt
- Плавная передача автомобиля при разгоне;
- Быстрый разгон (не нужно тратить время на выбор передачи);
- Мягкий старт;
- Низкий уровень шума при работе;
- Обеспечить топливную экономичность автомобиля;
- Высокое уважение к окружающей среде подразделения.
Как, наверное, догадался читатель, шкивы вариатора имеют сложное устройство. Ведь в агрегате есть элемент, который меняет свой диаметр, причем достаточно быстро и плавно. Для таких коробок передач характерны следующие неисправности:

- У них строгий регламент замены масла – каждые 20, максимум 30 тысяч километров;
- В вариаторах требуется регулярная замена специальной жидкости для правильной работы ременного привода;
- Автомобиль с вариатором хуже ведет себя при движении по льду или мокрому покрытию;
- Бесступенчатая трансмиссия не может долго работать на высоких оборотах;
- Вариатор проще отключить, в отличие, например, от чисто механической трансмиссии;
- Бесступенчатая трансмиссия дорога в ремонте.
Еще одним недостатком вариатора является то, что это уникальная и довольно сложная система. Выход из строя хотя бы одного элемента влияет на работу всего агрегата. Отчасти поэтому диагностика и ремонт вариаторов становятся для водителя настоящей головной болью: все работы можно доверить только опытному мастеру, а его услуги крайне дороги. Проблемой является уже упомянутый регламент замены технических жидкостей. Отвлеченный водитель может забыть вовремя заменить масло, что приведет к быстрому износу трансмиссии.
Как правильно ездить на машине с коробкой CVT
Чтобы продлить срок службы вариаторной трансмиссии, необходимо правильно эксплуатировать автомобиль с данной конструкцией коробки передач. Владелец должен воздерживаться от выезда за пределы дороги. Пробуксовка колес при движении по снегу или грязи снижает срок службы механизма.
Не натыкайтесь на какие-либо острые препятствия, как можно реже переключайтесь с режима D на R, чтобы снизить скорость износа компонентов.
Не буксируйте машину с вариатором, так как принудительное движение выводит из строя трансмиссию. Если необходима буксировка, пара ведущих колес должна быть поднята.
Нельзя использовать автомобиль в качестве тягача или перевозить прицеп, превышающий установленные нормы.
Разгонная динамика вариатора
Начните с драйва.
При нулевой скорости обороты двигателя находятся на уровне «холостого хода», 700-900 об/мин. При нажатии на педаль газа машина сначала «набирает обороты», еле двигаясь. Набрав обороты, машина начинает двигаться с постоянной тягой, без «дерганий» при переключении передач.
Я бы назвал этот режим «выстрел из рогатки». Те сначала подтягиваем резинку (набираем обороты двигателя), а потом постоянно разгоняем машину с постоянным тяговым усилием.
Соревнования по разгону: вариатор и «автомат».
Если поставить на соревнование две одинаковые машины, с вариатором и с классическим «автоматом» (со сцеплением), то после старта мы увидим следующую картину. Автомобиль с «автоматом» довольно резко тронется и начнет разгоняться, периодически «переезжая» на переключение передач. Автомобиль с вариатором потеряет мощность, как если бы водитель позже нажал на педаль газа. Но после этого машина начнет плавно и уверенно разгоняться и в какой-то момент обгонит «автомат».
Зачем заранее?
В первую очередь «автомат» при переключении передач срывает сцепление, в связи с чем тяга нестабильна. В этот момент двигатель не разгоняет автомобиль. Если среднее время переключения около 0,25с, то умножив на 4 интервала (с 1-й по 5-ю передачу), получим 1 секунду без привода. Для среднего автомобиля, который разгоняется до 100 км за 10-12 секунд, это почти 10% времени.
Во-вторых, при разгоне привод стабильно «держит» скорость двигателя в зоне максимального момента. Разгон автомобиля осуществляется за счет изменения передаточного числа трансмиссии. Классические инжекторные бензиновые двигатели очень «медленны» на оборотах ниже 3,5 т/мин. Его мощность просыпается в зоне 4,5-6,5 тысяч оборотов. Автомат хоть и старается поддерживать скорость в высоких зонах при активном разгоне, стрелка тахометра все же плавает в широком диапазоне частот, не всегда захватывая области наибольшего крутящего момента.
С какой скоростью вариатор разгонит машину?
Поскольку сам вариатор (точнее, его программа) определяет, когда прекратить увеличивать скорость и начать «давать тягу» колесам, то это один из самых важных вопросов при вождении данного типа автомобиля. «Старые» вариаторы всегда давали полный газ, заставляя двигатель «расти», даже если водителю требовалось лишь немного газа. Этот безусловный недостаток был исправлен в вариаторах нового поколения 2007-2010 гг.
При плавном нажатии на педаль газа трансмиссия лишь слегка набирает обороты, разгоняя автомобиль слабо, на малых оборотах двигателя. При достаточно сильном нажатии обороты сразу уходят в зону самого оптимального момента (в моей машине это 4,5 тонны оборотов) и тянешь, пока не ослабишь давление на педаль акселератора. При «кручении педалей до земли» коробка сразу устанавливает предел «красной зоны», то есть максимальный крутящий момент, и удерживает его до момента начала педали.
Таким образом, водитель управляет частотой вращения двигателя во время разгона скоростью нажатия на педаль акселератора. Это очень логично и понятно. Чем быстрее вы хотите ускориться, тем быстрее вы нажмете на педаль газа.
Как правильно обслуживать авто с вариатором
Характеристики вариаторной трансмиссии требуют от владельца соблюдения определенных правил. Необходимо обеспечить:
- своевременная замена масла. Используйте марки смазки, предоставленные производителем, или аналогичные с проверенными характеристиками;
- регулярная компьютерная диагностика, для выявления ошибок в работе механизма и электрооборудования;
- установка новых агрегатов взамен изношенных.
Владелец должен соблюдать программу технического обслуживания, установленную производителем и указанную в руководстве по эксплуатации машины.
Рабочая температура накопителя должна поддерживаться в пределах от 70 до 105 градусов. Превышение этого показателя свидетельствует о неудовлетворительном охлаждении оборудования.
Популярные заблуждения
В вариаторе установлен ремень
В большинстве конструкций используется ремень, состоящий из большого количества стальных пластин, удерживаемых вместе ремнем. Но некоторые производители предпочитают использовать цепь. Она выглядит почти так же, как цепь ГРМ двигателя. Только контакты с конусами. Крутящий момент передается концами стержней, соединяющих пластины. Такой вариатор называется цепным. Цепные вариаторы используются, например, в Subaru и Audi.
Если ехать «на круизе», то вариатор будет работать с постоянным передаточным отношением
Это неправда. При движении с круиз-контролем на постоянной скорости вариатор даже на небольшом уклоне будет изменять передаточное число, увеличивая обороты двигателя. Круиз-контроль с гидромеханической АКПП прибавил бы газа, то есть открыл бы дроссельную заслонку, а обороты двигателя остались бы неизменными.
У машин с вариатором медленный разгон
CVT обеспечивает самое быстрое ускорение, которое может дать двигатель. Просто чтобы получить такой результат, надо не забывать полностью нажимать на педаль газа. В этом режиме (кик-даун) мотор быстро достигает оборотов, соответствующих максимальной мощности, и создается большее ускорение за счет переменного передаточного числа в вариаторе. Это самый эффективный разгон. Любая другая коробка передач в паре с тем же двигателем будет менее эффективна при разгоне.
Другое дело, что двигатель воет почти на одной ноте. Монотонность производит впечатление слишком длительного разгона, отсюда путаница.
С вариатором не выбраться из грязи или снега «враскачку»
Вариатор позволяет относительно быстро переключаться с переднего на задний ход и обратно. А новые модели вариаторов, как, например, в Toyota RAV4, имеют механическую первую передачу, что еще больше упрощает «раскачку», ведь переключение вперед-назад происходит без участия бесступенчатой трансмиссии.
Вариатор ненадежен и неремонтопригоден
Нет более страшного и распространенного мифа о вариаторах. Но на деле годы эксплуатации и автомобили с большим и очень большим пробегом доказывают обратное. Большинство вариаторов проходят 150 000 км и более. Проблемы возникают либо у любителей “джипов”, либо у стритрейсеров. Вариатор больше живет при спокойной манере езды, без экстремальных ускорений. И его тоже нужно регулярно менять. Только при этих условиях вариатор можно приравнять по надежности к гидромеханическим машинам. Также не забывайте следить за чистотой радиаторов, охлаждающих рабочую жидкость вариатора. В морозы желательно прогревать вариатор, как и сам мотор. В месте, где конусы и ремень соприкасаются.
Допустим, вариатор начинает показывать первые признаки износа. Появились рывки при езде, скрежет на малых оборотах, не очень плавный разгон и в целом изменилось поведение вариатора. Если ремонт начинать на ранней стадии повреждения крупных деталей, то можно сделать относительно недорогой ремонт. Конечно ремонт вариатора не из дешевых, но обычно он стоит 50 000-70 000 рублей. Эта сумма включает замену ремня, шлифовку или замену конуса, замену подшипника и капитальный ремонт клапана насоса. В большинстве случаев простые гидромеханические машины дешевле в ремонте.
Как ремонтируют вариатор
Ремонт вариатора требует обращения на специализированные СТО с опытными мастерами и необходимым оборудованием. Замена любой детали механизма невозможна без разборки и разборки узла.
Цена ремонта коробки CVT зависит от серьезности неисправности. Например, минимальные затраты на промывку клапанов гидроблока и замену масла (а это обязательная процедура обслуживания) составят:
- от 6 тысяч рублей – за трансмиссионную жидкость;
- от 10 тысяч рублей при необходимости замены клапанов;
- от 20 тысяч рублей – замена гидроблока.
Если новый автомобиль находится на гарантийном обслуживании, возможен бесплатный ремонт коробки вариатора в сервисном центре соответствующей марки.
Ремни, подшипники и другие детали подлежат замене. Шкивы иногда можно отремонтировать. Но часто приходится менять гибкую связь с диском и подшипниковыми узлами. В результате стоимость такого ремонта сравнима с полной заменой узла, более удобного с точки зрения надежности и долговечности трансмиссии.
Как продлить жизнь вариатору
Чтобы продлить жизнь вариаторной коробке, владельцу следует соблюдать график обслуживания трансмиссии, установленный производителем: регулярно менять масло и проверять оборудование.
Необходимо соблюдать правила вождения, сводящие к минимуму износ узлов автомобиля. При первых признаках неисправности проведите диагностику в автосервисе. В этом помогут мастера Центра ремонта вариаторов.