В эпоху стремительного развития технологий и футуристических дизайнов немецкие премиальные автопроизводители стали вновь обращаться к своему прошлому — и неслучайно.
Autonews выяснил, почему европейские художники вновь обратились к олдскулу.
Все новое — хорошо забытое старое
Большая немецкая тройка переосмысливает язык дизайна, опираясь на традиции брендов. Вдохновляясь знаковыми моделями прошлого, дизайнеры Audi, BMW и Mercedes-Benz ищут баланс между наследием и современностью — создают автомобили, которые выглядят актуально, но при этом не теряют фирменного характера.
Примеры тому — Audi Concept C, новый BMW iX3 и Mercedes-Benz Vision Iconic. Каждый из них по-своему показывает, как история может стать основой для свежих идей и новых форм.
Mercedes-Benz
Передняя часть Vision Iconic намекает на то, к чему стремится Mercedes. Решетка радиатора с горизонтальными хромированными планками — строгими, но изящными, почти образующими квадрат с мягкими углами — отсылает к эстетике 1950-х, от серии Ponton до легендарного 300SL.
Утопленные круглые фары усиливают это ощущение ретро, а лаконичные формы кузова добавляют современную сдержанность. Кажется, будто автомобиль выточен из цельного куска металла — четкие линии, низкая крыша и глянцево-черный цвет создают впечатление монолитности.
Однако Vision Iconic — это не только про стиль. Этот автомобиль демонстрирует готовность концерна к переменам. При этом Mercedes не отворачивается от будущего, которое навязывают китайские автопроизводители. Можно сказать, что бренд видит будущее через свое наследие.
Главный дизайнер Mercedes Горден Вагенер описал свое творение так: автомобиль «воплощает в себе чистую сущность Mercedes» и является «высшим выражением ценности, престижа и изящества».
При этом даже в самой компании, судя по всему, не все поняли задумку. Некоторое время назад генеральный директор Mercedes Ола Кэллениус заявил, что дизайнеры любят удивлять, пусть иногда это выходит за рамки.
«Иногда дизайнеры перегибают палку и делают то, чего вы не просили. Но это же Mercedes», — считает глава компании.
Audi Concept C
Audi также решает переосмыслить собственные дизайн коды. Концепт Audi Concept C, первая крупная работа Массимо Фрасчеллы, символизирует отказ от привычного стремления к дизайну будущего. Современная решетка уступила место вытянутой, стройной, можно сказать, классической форме.
Такой образ возвращает нас к истокам — к гоночным болидом Auto Union, где вертикальные линии ассоциировались с мощью и скоростью. Но здесь это не музейная цитата, а минималистское переосмысление — прошлое, очищенное от лишних деталей, готовое к цифровому будущему.
При этом в компании не забывают об универсальности. Известно, что новинка будет построена на той же платформе, что и новые Porsche Boxster/Cayman. При этом различия у спорткаров все же будут. И речь идет не только про уникальные внешние панели. Купе от Audi будет предлагаться исключительно в электрическом варианте. В то время как новинки от Porsche также будут доступны и с ДВС.
BMW iX3
Схожие идеи прослеживаются и у BMW. В прошлом году Оливеру Хейлмеру было поручено разработать компактные и среднеразмерные модели BMW, а также автомобили серии M. В недавнем интервью бывший руководитель отдела дизайна Mini отметил, что времена меняются. Новый подход заключается в отходе от образа, призванного мгновенно привлекать внимание.
«Все становится спокойнее. Не нужно быть слишком вычурным в плане экспрессии. Все может быть гораздо тоньше. Мы говорим о монолитных, чистых поверхностях — спокойных, но при этом очень эмоциональных», — отметил дизайнер.
Например, в новом iX3 двойная решетка радиатора утратила привычную массивность, став тоньше и выше. Это возвращение к архетипу, к оригинальным «ноздрям», современное исполнение которых давно вышло за рамки изначальной функции. BMW напоминает: вертикальная ориентация делает облик визуально легче, но при этом — более уверенным, собранным.
А вот седаны BMW 3 серии и i3 следующего года, будут иметь широкие «ноздри», чем-то напоминающие классическую модель 507 Roadster.
Немецкий нео-ар-деко
Это уже не первая волна интереса к историческим мотивам. В начале 2000-х в Германии появился целый пласт проектов, вдохновленных довоенной эстетикой. Maybach Exelero, созданный итальянской Stola, и концепт Audi Rosemeyer — оба словно сошли с гравюр эпохи ар-деко: мощные, с готическим шиком. Они выглядели не как автомобили, а как арт-объекты.
По тому же пути шел и BMW Mille Miglia Concept (2006) — купе со сдержанным силуэтом и закрытыми фарами, будто родом из 1930-х. Тогда такие проекты казались слишком сложными для конвейера, слишком концептуальными.
Не ностальгия, а новая идентичность
То, что раньше называли «ретро», теперь становится инструментом для выражения актуальности. Renault возрождает R4, R5 и Twingo в электрическом формате — и делает это не столько для фанатов старых моделей, сколько для тех, кто ищет уникальный и оригинальный дизайн.
Fiat, Volkswagen и Mini шли тем же путем, превращая наследие в стратегию. ID.Buzz стал символом памяти о Microbus, а Fiat 500 — примером того, как почти один и тот же дизайн может пережить десятилетия.
Но не все находят баланс. Ford, возродив имена Puma и Capri, по сути, использует прошлое как маркетинговый ход: эмоции от названия остаются, а прежней формы — нет.
А вот Citroën, напротив, бережно работает с ДНК марки. Компании даже не нужно воскрешать прошлое буквально — даже мягкий изгиб лобового стекла C3 однажды стал мощным триггером ностальгии и поднял продажи.
Читайте также:
- Названы цены на кроссовер Nordcross 001 на базе Volvo. Вы его уже знаете
- Гарантия — 6 лет. Geely назвал цены на новый гибридный кроссовер в России
- Kia показала кроссовер Telluride нового поколения. Посмотрите на него
Авторы Теги





















