Автомобилисты смогут подать заявление на бесплатный проезд или возврат уже уплаченных дорожных сборов, если “услуга окажется недостаточной или неполной”. Такое положение было включено в новые правила платных дорог, разработанные Министерством транспорта. Не уточняется, в каких ситуациях это положение будет применяться.

Документ вступит в силу в марте 2022г. Он заменит правила, действующие с 2010 года. Главное изменение связано с введением безбарьерной системы “свободного потока”. Это позволяет автомобилистам двигаться по автомагистрали без остановки на пункте взимания платы, а деньги взимаются со счета владельца автомобиля с помощью бесконтактных транспондеров или камеры на номерном знаке.
Свободный поток уже используется на Центральной кольцевой дороге Москвы и планируется к внедрению на трассе М4.
Водители смогут потребовать частичного или полного возврата платы за проезд, если обнаружат “недостатки в услугах по оплате проезда” или если плата за проезд будет предоставлена “не в полном объеме”. В пояснительной записке Минтранса к документу это нововведение не объясняется.
Неудобством может быть ситуация, при которой невозможно двигаться по дороге с максимально разрешенной скоростью, например, из-за сугробов или неудовлетворительного состояния участка дороги. Такое предположение высказал Вадим Резниченко, руководитель a.t.Legal. Другая вероятная причина заключается в том, что дорожный диспетчер вовремя не устранил причину пробки.
Новые правила требуют, чтобы при использовании транспондера водитель размещал его “в соответствии с инструкциями оператора” (обычно он должен висеть на лобовом стекле рядом с зеркалом заднего вида). Если устройство находится в перчаточном ящике или в другом месте, где сигнал не может двигаться, водитель теряет право двигаться по свободной полосе. Также запрещается въезд на платную дорогу с неразборчивыми или намеренно затемненными номерными знаками.
Операторам будет разрешено не открывать шлагбаум для автомобилей с просроченными платежами на всех платных дорогах. Это означает, что, если водитель не оплатит проезд в Санкт-Петербурге, его не пропустят на платные участки трассы М4 на юге России.
Законопроект все еще находится на стадии окончательного утверждения и может быть изменен.