«Окончательное решение проблем не имеет срока»
В Челябинске заканчивается транспортная реформа, ее проводили с января 2022 года. Чего же добились?
Официальная точка зрения
Замминистра дорожного строительства и транспорта Челябинской области Александр Егоров, выступая в Центре управления регионом, назвал плюсы реформы.
После окончания реконструкции депо № 2 запустят семь маршрутов в дополнение к четырем существующим, где уже работают новые троллейбусы. В трамвайной системе модернизирована инфраструктура. В частности, контактная сеть, которая не ремонтировалась десятилетиями. Трамваи часто сходили с рельсов.
«С этим связаны многочисленные перекрытия, ограничения и ремонты. Они продолжаются до сих пор, объем работ такой, что его невозможно было сделать в течение двух-трех месяцев летом», — объяснил Егоров. И добавил, что в 2026 году таких ограничений не будет.
Не хватает водителей трамваев, автобусов и троллейбусов. Но с ноября повышена стоимость проезда в общественном транспорте, чтобы проиндексировать зарплату водителей.
Мнение эксперта
Александр Агарков, общественник, бывший член рабочей группы Миндортранса Челябинской области в беседе с корреспондентом «СП», отметив плюсы реформы, заострил внимание на «узких участках»:
— Проблемы с транспортом есть, окончательное их решение даже не имеет конкретного срока. Достижения реформы можно увидеть только в сравнении «было — стало». Были прежние маршрутки переполненными? Ещё как, часто маршрутку просто приходилось пропускать и ждать следующую.
Нынешние полные автобусы в какой-то степени выглядят достижением — практически сведены к нулю случаи отказов в посадке (когда пассажир не может попасть в салон и остаётся ждать следующий автобус), так и стоящим стало несколько комфортнее (окна выше, потолок не давит).
«СП»: С вашей точки зрения, есть что-то, где можно сказать, что стало хуже?
— Разве что некоторые беспересадочные маршруты жаль — вспоминаю, как 10-й троллейбус соединял северо-запад и Ленинский район. Некоторые люди вспоминают 8-й и 17-й трамваи. Но 10-й троллейбус ходил раз в полчаса и реже. И заканчивал работу уже в семь часов вечера. Сейчас я с одной пересадкой на двух троллейбусах могу доехать в любое время. Стабильные частые маршруты и бесплатная пересадка дали сервис лучше, чем беспересадочные маршруты в прошлом.
«СП»: Пассажиры жалуются на несоблюдение расписания движения транспорта.
— Как раз к достижениям стоит отнести, что теперь есть конкретное расписание. Это даёт гарантию наличия транспорта в непопулярные часы — поздно вечером, рано утром в выходные. Уехать на маршрутке, скажем, в 22 часа раньше было лотереей, как и в 7 часов утра в воскресенье.
«СП»: Маршрутов в городе стало больше?
— Появился транспорт там, где его не было вовсе — улицы Барбюса, Овчинникова, Курчатова, Панфиловцев, Первой Пятилетки (на участке от улицы Горького до улицы Героев Танкограда), посёлки Ключи, Вознесенка…
«СП»: Что касается электротранспорта, больше троллейбусов и трамваев не стало.
— Важно то, что их не стало меньше. Средний возраст, зашкаливающий за 20 лет, давал реальный риск, что всё развалится. А сейчас пусть электротранспорта не стало больше, но есть понимание, что он будет работать ещё много лет.
Население недовольно
Важным элементом транспортной реформы стало внедрение безналичной системы оплаты проезда. Но есть нерешенные задачи. Прежде всего горожане жалуются на переполненный транспорт в часы пик.
В группе «Пусть Лошкин знает» в соцсети «Вконтакте» мэру города пишут о несоблюдении водителями правил дорожного движения: «Зелёные автобусы. 1 из 10 водителей притормаживает и пропускает на пешеходном переходе (район АМЗ). Другие носятся, сломя голову! Видят, что человек уже наступил на дорогу, и едут дальше, не сбрасывая скорость (не раз проходилось шагать назад с дороги)».
Чаще информируют о транспортных проблемах губернатора в группе «Текслер, помоги!» в той же соцсети. Поскольку областные власти взяли на себя проведение реформы общественного транспорта в агломерации «Большой Челябинск». Сообщают, например, о проблеме с транспортом в Тракторозаводском районе. На маршруте № 76 критическая ситуация: «Женщины с маленькими детьми систематически сталкиваются с невозможностью воспользоваться общественным транспортом для поездки по своим делам.
Основные проблемы: недостаточное количество транспортных средств на маршруте, сильная переполненность автобусов, отказ водителей останавливаться на остановках из-за отсутствия свободного места.
Технические проблемы с оплатой проезда транспортной картой (невозможность совершить вторую поездку в течение дня)".
Горожане напоминают, что на маршруте № 76 расположено много социально значимых объектов: школы, детские сады, медицинские учреждения. Пассажиропоток по утрам и вечерам здесь особенно интенсивный.
Жалуются главе региона и жители поселка Западный, который с весны включили в границы Челябинска. Это престижная пригородная зона, которую ценят за чистый воздух и близость к городу. Здесь построено много микрорайонов: от многоэтажек до элитных коттеджных поселков.
Для тех, кто пользуется общественным транспортом, сейчас большая проблема утром добираться до работы из-за пробок, которые возникают на плотине Шершневского водохранилища.
Собственно, владельцы личных автомобилей тоже стоят в тех же пробках. Но пассажирам общественного транспорта тяжелее, и претензии от них звучат комплексного характера: «Автобус 136к всегда переполнен, на остановке не останавливается, ждать приходится 30−50 минут, опаздываем на работу.
Водители плохо общаются с пассажирами, на дороге подрезают автомобили, создавая аварийную ситуацию. Расписание всегда разное прибытия на остановку". Автор этих строк сам живет в Западном и подтверждает обоснованность таких претензий.
Беда в отсутствии комплексного планирования. Расширили, скажем, улицу Худякова, которая ведет из города к плотине водохранилища. Но экономист Сергей Гордеев, руководитель «Центра анализа и прогнозирования», отмечает: «Такое решение не поможет жителям растущих кварталов Северо-Запада, ожидающих транспортных улучшений, а тем более — новостройкам на западном берегу Шершневского водохранилища… Перспективы решения транспортных проблем могут быть связаны только с полномасштабной реконструкцией и построением современных городских автомагистралей, с соответствующим разделением потоков людей и транспорта на нескольких уровнях и др. (см. опыт других мегаполисов, начиная с Москвы). А это сложное планировочное инженерное решение…».
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал





















