Борьба ЕС против теневого флота с российской нефтью может закончиться ответным огнем наших кораблей
Евросоюз готов предложить новые меры по борьбе с так называемым теневым флотом — танкерами, которые перевозят российскую нефть, обходя санкции под флагами других государств.
Страны Евросоюза хотят перейти от простого внесения отдельных судов в «черные списки» к мерам, которые будут нацелены на всю систему перевозок нефти, включая санкции в отношении страховых компаний, службы снабжения и логистики. Среди вариантов новых мер ЕС — новые юридические правила, которые позволят государствам-членам ЕС досматривать подозрительные суда в море.
Пока 19-й пакет санкций ЕС против России еще не обнародован, но глава евродипломатии Кая Каллас уже заявила о завершении работы над ним. По ее словам, в документе фигурируют дополнительные меры в отношении поставок нефти, танкеров «теневого флота» и банков.
Инциденты с судами «теневого флота» уже происходили. Так, в апреле этого года Силы обороны Эстонии задержали танкер Kiwala, который направлялся в Россию. Командующий ВМС Эстонии позднее пояснил, что что целью задержания была проверка документов и юридического статуса судна.
Танкер Kiwala следовал в российский порт Усть-Луга вдоль территориальных вод Эстонии. МИД Эстонии сослался на то, что судно вошло в воды Эстонии без флага и страховки, и в отношении него введены санкции Евросоюза.
1 октября произошел другой инцидент. В Атлантике, у берегов Сен-Назера, на границе территориальных вод, французские военные остановили для проверки и осмотра танкер Pushpa под флагом Бенина.
По некоторым данным, Pushpa покинул российский порт Приморск 20 сентября, направляясь в индийский порт Вадинар, куда он должен был прибыть 20 октября. Однако неожиданная остановка у французских берегов, длительный дрейф и отказ подчиняться командам и указаниям привели к вмешательству французских властей.
Вынудит ли новый пакет санкций ЕС к военному патрулированию судов «теневого флота», перевозящих российскую нефть? Или это будут точечные меры, аналогичные тем, что уже были предприняты? С таким вопросом «СП» обратилась к директору Фонда национальной энергетической безопасности, проректору Финансового университета при правительстве России Константину Симонову.
— Новый, 19-й пакет санкций ЕС, пока еще не опубликован. Но в анонсированных санкциях Евросоюза я не вижу ничего угрожающего. Любая компания, имеющая сегодня отношение к перевозке нефти, так или иначе подпадает под санкционные списки. В этой связи мне не понятно одно: зачем тогда устанавливать потолок цен на нефть?
«СП»: Возможно ли преодолеть санкции ЕС и каким образом?
— В принципе, преодолеть их не так уж сложно. Санкции ЕС распространяются не на конкретные суда, а на запрет входа в европейские порты. Если быть уж совсем придирчивыми, «теневой флот», перевозящий российскую нефть, не нарушает Конвенцию морского права. И давайте рассуждать здраво: если суда «теневого флота» не имеют права заходить в европейские порты, они могут напрямую направляться, например, в Индию — одному из наших основных покупателей нефти.
К тому же есть метод перевалки, который называется «борт в борт». Его можно использовать в открытом море со включенными транспондерами. Его удобнее делать ближе к побережью, но если в ЕС примут меры такого рода, значит, перевалка «борт в борт» будет просто перенесена дальше в открытое море, уже вне юрисдикции Евросоюза.
«СП»: Не могут ли «теневому флоту», перевозящему российскую нефть, предъявить что-то вроде нарушения Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года?
— Формально со стороны нашего «теневого флота» нет никаких нарушений, поскольку суда, перевозящие нашу нефть, не заходят в территориальные воды других государств. Пока характер задержания судов нашего теневого флота носил точечный характер.
Эстония в апреле пыталась задержать танкер с нашей нефтью, он не находился в территориальных водах, был в так называемой «экономической зоне», но это не морская территория страны, так что задержание с точки зрения Морского права ООН было неправомерным.
Что касается недавнего задержания Францией судна с нашей нефтью, которое следовало под флагом Бенина, это было грубое нарушение международного права. Но пока по этому поводу — тишина. Если задержания судов «теневого флота» с нашей нефтью примут массовый характер — думаю, придется прибегать к силовым аргументам.
«СП»: Не дадут ли новые санкции ЕС право задерживать все суда с нашей нефтью?
— Если санкции ЕС будут достаточно строгими, суда «теневого флота» могут вообще не заходить в европейские порты. Главное — преодолеть Балтийское море, дальше они будут в безопасности, — подытожил Константин Симонов.
Военный эксперт, капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин не исключает, что в крайнем случае придется прибегать к военному патрулированию судов «теневого флота» с российской нефтью, включая военные крейсеры и авиационную поддержку. Но это будет необходимо только в том случае, если задержания станут регулярными. «Пока все это больше похоже на политику устрашения», — считает военный эксперт.
Что изменит новый пакет санкций ЕС и как он может отразиться на торговле российской нефтью? Скажется ли это на ценах на нефть? Этот вопрос «СП» попросила прокомментировать ведущего специалиста Института по мировому рынку газа и комплексному анализу развития ТЭК России и зарубежных стран Алексея Белогорьева.
— Не думаю, что в этих санкциях будет что-то новое, что повлияет на транспортировку нашей нефти. Все издержки уже заложены в ее стоимость. По сути, у ЕС нет экономических рычагов воздействия на наш ТЭК. Непосредственно на продажи российской нефти влияют только США через вторичные санкции в отношении импортеров, например, Индии.
Что касается санкций ЕС, обходные пути есть. «Теневой флот» с российской нефтью легко может обойтись без европейских портов, используя инфраструктуру за пределами ЕС.
«СП»: Выходит, у ЕС остаются только силовые меры, к которым они время от времени прибегают?
— У стран ЕС остаются в арсенале, по сути, только полицейские или военные меры задержания. Но, думаю, в этих странах отдают себе отчет: в случае неправомерного задержания судов с российской нефтью, там могут получить морской бой на Балтике.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в «Свободной Прессы».