Глубокой осенью или уже после первых морозов водители иногда сталкиваются с проблемой пуска двигателя из-за севшей или вышедшей из строя батареи. Перед тем как проверить аккумулятор автомобиля на пригодность к дальнейшей эксплуатации, необходимо выбрать удобный способ тестирования и подготовить нужные приборы.

Какие “симптомы” могут говорить о необходимости проверки АКБ
Основные признаки аккумулятора, нуждающегося в проверке:
- медленное вращение коленчатого вала стартером с одновременным тусклым свечением контрольных ламп;
- большая разница в яркости ламп фар головного света при работающем и заглушенном двигателе;
- быстрый саморазряд из-за внутреннего короткого замыкания;
- падение напряжения в бортовой сети при подключении мощных потребителей (например, фар) и остановленном моторе;
- медленная работа оборудования при отключенном двигателе.
Следует учесть, что перечисленные симптомы могут свидетельствовать и о других неполадках. Например, быстрый разряд возможен из-за поломки сигнализации или при неправильном подключении магнитолы.
Падение яркости накала ламп возникает из-за короткого замыкания и роста нагрузки. Но проверка батареи является самым простым и первым шагом диагностики электрики автомобиля.
Самостоятельное тестирование дает только приблизительные сведения о состоянии аккумулятора. Для точной проверки используют профессиональный анализатор с микропроцессором, определяющий емкость, ток холодной прокрутки и ряд других параметров. Но такое оборудование редко встречается вне сервиса из-за высокой цены (например, модель iCartool IC-500 стоит на декабрь 2022 г. от 20,7 тыс. руб.).
Как самостоятельно проверить аккумулятор автомобиля
Существует много способов тестирования АКБ, при проверке можно использовать несколько методик. Например, сначала аккумулятор снимают и осматривают, контролируют уровень и плотность электролита в банках, а затем пытаются восстановить емкость с использованием внешнего зарядного устройства.
Внешний осмотр
На этапе осмотра корпуса и клемм определяются только внешние дефекты. На пластиковом кожухе или крышке не допускаются трещины и следы вытекания электролита, пробки должны быть плотно затянуты, а вентиляционный канал очищен от пыли.
Вздутие торцевых плоскостей корпуса указывает на активное образование газов, возникающее при перезарядке из-за поломки регулятора генератора или падения уровня электролита.
На контактах не допускается слой окислов, плохо проводящих ток.
Следы электролита смывают салфеткой, смоченной нашатырным спиртом либо раствором соды в воде (1 ч. л. на 250 мл). Загрязнения с клемм счищают наждачной бумагой, а затем обрабатывают поверхности специальными смазками (например, МС-1710).
.jpg)
Индикатор АКБ
В корпусе источников питания может устанавливаться поплавковый индикатор, который определяет плотность электролита в одной из банок. Способ не позволяет точно понять состояние батареи, так как возможен сильный или фатальный разряд соседних элементов (автомобильный аккумулятор на 12 В набран из 6 банок).
Возможные показания индикатора на корпусе:
- желтый, белый или светло-серый – недостаточный уровень электролита;
- черный – требуется восстановление;
- зеленый – полная зарядка.

Использование мультиметра
Метод позволяет определить напряжение на клеммах АКБ при заглушенном или работающем двигателе, но не обеспечивает точную идентификацию состояния аккумулятора.
Для проверки достаточно перевести мультиметр в режим замера напряжения (постоянный ток) и приложить металлические наконечники щупов к контактам.
При работающем моторе прибор покажет от 13,5 до 15,0 В (зависит от модели автомобиля, температуры воздуха, степени разряда и типа аккумулятора), при отключенной нагрузке и заглушенном силовом агрегате показания будут ниже. В момент работы стартера значение не должно падать ниже 9,5 В после 25–30 секунд прокрутки коленчатого вала мотора.

Соотношение вольтажа и уровня зарядки при неработающем двигателе:
- от 12,6 В – полная зарядка;
- от 12,3 до 12,6 В – зарядка на 50–75%;
- ниже 12,3 В – недостаточная зарядка.
С помощью нагрузочной вилки
Тестовая вилка оснащена сопротивлением и контактными пластинами, при использовании имитирует нагрузку от работы стартера машины. Проверку проводят только на снятом с автомобиля источнике постоянного тока, прогретом до комнатной температуры (не менее +15°С), с соблюдением полярности.
В зависимости от показаний вольтметра делают вывод о степени заряженности батареи.
Основные контрольные значения напряжения при использовании нагрузочной вилки (сила тока от 100 до 200 А):
- от 10,2 В – полная зарядка;
- 9,6–10,2 В – заряд около 75%;
- 9–9,6 В – заряд около 50% от номинала;
- 8,4–9 В – заряд не выше 25%;
- ниже 7,8 В – полный разряд (АКБ может не восстановиться).

С применением зарядного устройства
Зарядные устройства могут оснащаться модулем быстрого тестирования. Для проверки необходимо подсоединить предварительно прогретую батарею, а затем нажать на кнопку. Оборудование не надо подключать к внешней сети. Способ не распространен из-за редкости таких зарядок и низкой точности результатов.
Уровень электролита
При наличии пробок можно проверить количество электролита в банках, уровень должен располагаться выше пластин на 10–15 мм. Для теста в отверстия опускают стеклянную трубку до момента упора в сепараторы, а затем зажимают верхнее отверстие трубки пальцем.
Электролит не должен иметь темный цвет или содержать примеси от разрушенных пластин или выпавшей активной массы. Доливку производят дистиллированной водой, которая испаряется в процессе работы аккумулятора.
.png)
Плотность электролита
Методика подходит для аккумуляторов с винтовыми пробками в банках. Плотность зависит от степени заряженности, при полной емкости составляет не менее 1,27 г/см³ при температуре окружающей среды +20…+22°С.
Можно проводить замеры и при других погодных условиях с учетом поправочных коэффициентов (например, при –18°С плотность электролита в полностью заряженной батарее не может быть ниже 1,297 г/см³).
При разряде происходит падение удельного веса, при 1,09 г/см³ температура замерзания электролита составляет –7°С, образование льда губительно для пластин.

Без приборов
Аккумулятор с пробками можно проверить на сульфатацию пластин, осмотрев элементы через отверстия в крышке. Наличие фрагментов легкого светло-серого слоя является нормой, но при деградации АКБ количество отложений растет.
Как проверить новый АКБ для автомобиля
При покупке нового источника питания необходимо:
- Проверить дату выпуска. Она указывается на крышке корпуса (наносится на заводе специальным способом). Не следует покупать изделия, выпущенные более 1,5–2 лет назад, поскольку неизвестны условия их хранения.
- Осмотреть корпус. На нем не должно быть механических повреждений или вздутия от чрезмерного давления газов. На клеммах могут устанавливаться защитные колпачки. Некоторые производители крепят на корпусе пластиковый карман с краткой инструкцией по эксплуатации. Все эти элементы должны присутствовать на новом аккумуляторе, с внешним видом которого можно ознакомиться на сайте изготовителя.
- Оценить показания контрольного индикатора (при наличии). Батарея должна иметь полную зарядку.
- Проверить напряжение на клеммах вольтметром. Оно не должно быть менее 12,6 В.
- Протестировать АКБ нагрузочной вилкой. Процедуру выполняют сотрудники магазинов.
Перед выбором аккумулятора можно изучить обзоры и результаты тестов. Например, некоторые бюджетные модели не отличаются высокими характеристиками.
Экономия достигается за счет снижения массы и числа пластин, упрощения элементов конструкции. От приобретения такой продукции лучше отказаться, поскольку риск внезапного отказа в мороз очень высок.

Как продлить срок службы автомобильного аккумулятора
Для увеличения срока службы необходимо:
- очищать корпус от следов пыли и пятен электролита, создающего проводящие ток дорожки и способствующего постоянному разряду;
- при нерегулярной эксплуатации автомобиля периодически заряжать аккумулятор от внешнего источника;
- не допускать глубокого разряда, губительного для некоторых типов батарей;
- избегать эксплуатации при некорректной работе генератора (например, неестественно ярком свечении ламп из-за роста вольтажа в бортовой сети).
На большинстве машин импортного производства с начала 2000-х гг. используется компьютерная система контроля заряда АКБ. Блок управления отслеживает напряжение в сети и подстраивает работу генератора в зависимости от температуры воздуха и антифриза в системе охлаждения двигателя, а также типа источника питания (кальциевая, AGM и т.д.).
Ресурс аккумуляторов на таких автомобилях в средней полосе РФ часто превышает 8–9 лет при круглогодичной эксплуатации и хранении под открытым небом.
Возможность зарядки АКБ в домашних условиях
Для восстановления емкости аккумулятора машины используют зарядные устройства с ручным или компьютерным управлением. Блок подсоединяют к клеммам АКБ с соблюдением полярности, выставляют параметры в соответствии с инструкцией, а затем подключают прибор к бытовой сети.
Перед началом процедуры батарею доводят до комнатной температуры и протирают от остатков электролита. Зарядку проводят в проветриваемом помещении, время восстановления емкости зависит от характеристик оборудования и глубины разряда.