Самостоятельная проверка автомобильного аккумулятора

Глубокой осенью или уже после первых морозов водители иногда сталкиваются с проблемой пуска двигателя из-за севшей или вышедшей из строя батареи. Перед тем как проверить аккумулятор автомобиля на пригодность к дальнейшей эксплуатации, необходимо выбрать удобный способ тестирования и подготовить нужные приборы.

Проверка акб
Проверяем АКБ при помощи специальных приборов.

Какие “симптомы” могут говорить о необходимости проверки АКБ

Основные признаки аккумулятора, нуждающегося в проверке:

  • медленное вращение коленчатого вала стартером с одновременным тусклым свечением контрольных ламп;
  • большая разница в яркости ламп фар головного света при работающем и заглушенном двигателе;
  • быстрый саморазряд из-за внутреннего короткого замыкания;
  • падение напряжения в бортовой сети при подключении мощных потребителей (например, фар) и остановленном моторе;
  • медленная работа оборудования при отключенном двигателе.

Следует учесть, что перечисленные симптомы могут свидетельствовать и о других неполадках. Например, быстрый разряд возможен из-за поломки сигнализации или при неправильном подключении магнитолы.

Падение яркости накала ламп возникает из-за короткого замыкания и роста нагрузки. Но проверка батареи является самым простым и первым шагом диагностики электрики автомобиля.

Самостоятельное тестирование дает только приблизительные сведения о состоянии аккумулятора. Для точной проверки используют профессиональный анализатор с микропроцессором, определяющий емкость, ток холодной прокрутки и ряд других параметров. Но такое оборудование редко встречается вне сервиса из-за высокой цены (например, модель iCartool IC-500 стоит на декабрь 2022 г. от 20,7 тыс. руб.).

Как самостоятельно проверить аккумулятор автомобиля

Существует много способов тестирования АКБ, при проверке можно использовать несколько методик. Например, сначала аккумулятор снимают и осматривают, контролируют уровень и плотность электролита в банках, а затем пытаются восстановить емкость с использованием внешнего зарядного устройства.

Внешний осмотр

На этапе осмотра корпуса и клемм определяются только внешние дефекты. На пластиковом кожухе или крышке не допускаются трещины и следы вытекания электролита, пробки должны быть плотно затянуты, а вентиляционный канал очищен от пыли.

Вздутие торцевых плоскостей корпуса указывает на активное образование газов, возникающее при перезарядке из-за поломки регулятора генератора или падения уровня электролита.

На контактах не допускается слой окислов, плохо проводящих ток.

Следы электролита смывают салфеткой, смоченной нашатырным спиртом либо раствором соды в воде (1 ч. л. на 250 мл). Загрязнения с клемм счищают наждачной бумагой, а затем обрабатывают поверхности специальными смазками (например, МС-1710).

Внешний осмотр
Внешний осмотр – самый простой, но не информативный способ.

Индикатор АКБ

В корпусе источников питания может устанавливаться поплавковый индикатор, который определяет плотность электролита в одной из банок. Способ не позволяет точно понять состояние батареи, так как возможен сильный или фатальный разряд соседних элементов (автомобильный аккумулятор на 12 В набран из 6 банок).

Возможные показания индикатора на корпусе:

  • желтый, белый или светло-серый – недостаточный уровень электролита;
  • черный – требуется восстановление;
  • зеленый – полная зарядка.
Индикатор АКБ
Проверка с помощью индикатора.

Использование мультиметра

Метод позволяет определить напряжение на клеммах АКБ при заглушенном или работающем двигателе, но не обеспечивает точную идентификацию состояния аккумулятора.

Для проверки достаточно перевести мультиметр в режим замера напряжения (постоянный ток) и приложить металлические наконечники щупов к контактам.

При работающем моторе прибор покажет от 13,5 до 15,0 В (зависит от модели автомобиля, температуры воздуха, степени разряда и типа аккумулятора), при отключенной нагрузке и заглушенном силовом агрегате показания будут ниже. В момент работы стартера значение не должно падать ниже 9,5 В после 25–30 секунд прокрутки коленчатого вала мотора.

Мультиметр
Для проверки АКБ воспользуемся мультиметром.

Соотношение вольтажа и уровня зарядки при неработающем двигателе:

  • от 12,6 В – полная зарядка;
  • от 12,3 до 12,6 В – зарядка на 50–75%;
  • ниже 12,3 В – недостаточная зарядка.

С помощью нагрузочной вилки

Тестовая вилка оснащена сопротивлением и контактными пластинами, при использовании имитирует нагрузку от работы стартера машины. Проверку проводят только на снятом с автомобиля источнике постоянного тока, прогретом до комнатной температуры (не менее +15°С), с соблюдением полярности.

В зависимости от показаний вольтметра делают вывод о степени заряженности батареи.

Основные контрольные значения напряжения при использовании нагрузочной вилки (сила тока от 100 до 200 А):

  • от 10,2 В – полная зарядка;
  • 9,6–10,2 В – заряд около 75%;
  • 9–9,6 В – заряд около 50% от номинала;
  • 8,4–9 В – заряд не выше 25%;
  • ниже 7,8 В – полный разряд (АКБ может не восстановиться).
С помощью нагрузочной вилки
Не испытывать АКБ в холодном состоянии.

С применением зарядного устройства

Зарядные устройства могут оснащаться модулем быстрого тестирования. Для проверки необходимо подсоединить предварительно прогретую батарею, а затем нажать на кнопку. Оборудование не надо подключать к внешней сети. Способ не распространен из-за редкости таких зарядок и низкой точности результатов.

Уровень электролита

При наличии пробок можно проверить количество электролита в банках, уровень должен располагаться выше пластин на 10–15 мм. Для теста в отверстия опускают стеклянную трубку до момента упора в сепараторы, а затем зажимают верхнее отверстие трубки пальцем.

Электролит не должен иметь темный цвет или содержать примеси от разрушенных пластин или выпавшей активной массы. Доливку производят дистиллированной водой, которая испаряется в процессе работы аккумулятора.

Уровень электролита
Необходимо провести проверку уровня электролита.

Плотность электролита

Методика подходит для аккумуляторов с винтовыми пробками в банках. Плотность зависит от степени заряженности, при полной емкости составляет не менее 1,27 г/см³ при температуре окружающей среды +20…+22°С.

Можно проводить замеры и при других погодных условиях с учетом поправочных коэффициентов (например, при –18°С плотность электролита в полностью заряженной батарее не может быть ниже 1,297 г/см³).

При разряде происходит падение удельного веса, при 1,09 г/см³ температура замерзания электролита составляет –7°С, образование льда губительно для пластин.

Плотность электролита
Также проверить плотность электролита.

Без приборов

Аккумулятор с пробками можно проверить на сульфатацию пластин, осмотрев элементы через отверстия в крышке. Наличие фрагментов легкого светло-серого слоя является нормой, но при деградации АКБ количество отложений растет.

Как проверить новый АКБ для автомобиля

При покупке нового источника питания необходимо:

  1. Проверить дату выпуска. Она указывается на крышке корпуса (наносится на заводе специальным способом). Не следует покупать изделия, выпущенные более 1,5–2 лет назад, поскольку неизвестны условия их хранения.
  2. Осмотреть корпус. На нем не должно быть механических повреждений или вздутия от чрезмерного давления газов. На клеммах могут устанавливаться защитные колпачки. Некоторые производители крепят на корпусе пластиковый карман с краткой инструкцией по эксплуатации. Все эти элементы должны присутствовать на новом аккумуляторе, с внешним видом которого можно ознакомиться на сайте изготовителя.
  3. Оценить показания контрольного индикатора (при наличии). Батарея должна иметь полную зарядку.
  4. Проверить напряжение на клеммах вольтметром. Оно не должно быть менее 12,6 В.
  5. Протестировать АКБ нагрузочной вилкой. Процедуру выполняют сотрудники магазинов.

Перед выбором аккумулятора можно изучить обзоры и результаты тестов. Например, некоторые бюджетные модели не отличаются высокими характеристиками.

Экономия достигается за счет снижения массы и числа пластин, упрощения элементов конструкции. От приобретения такой продукции лучше отказаться, поскольку риск внезапного отказа в мороз очень высок.

Новый
Проверить напряжение на клеммах.

Как продлить срок службы автомобильного аккумулятора

Для увеличения срока службы необходимо:

  • очищать корпус от следов пыли и пятен электролита, создающего проводящие ток дорожки и способствующего постоянному разряду;
  • при нерегулярной эксплуатации автомобиля периодически заряжать аккумулятор от внешнего источника;
  • не допускать глубокого разряда, губительного для некоторых типов батарей;
  • избегать эксплуатации при некорректной работе генератора (например, неестественно ярком свечении ламп из-за роста вольтажа в бортовой сети).

На большинстве машин импортного производства с начала 2000-х гг. используется компьютерная система контроля заряда АКБ. Блок управления отслеживает напряжение в сети и подстраивает работу генератора в зависимости от температуры воздуха и антифриза в системе охлаждения двигателя, а также типа источника питания (кальциевая, AGM и т.д.).

Ресурс аккумуляторов на таких автомобилях в средней полосе РФ часто превышает 8–9 лет при круглогодичной эксплуатации и хранении под открытым небом.

Возможность зарядки АКБ в домашних условиях

Для восстановления емкости аккумулятора машины используют зарядные устройства с ручным или компьютерным управлением. Блок подсоединяют к клеммам АКБ с соблюдением полярности, выставляют параметры в соответствии с инструкцией, а затем подключают прибор к бытовой сети.

Перед началом процедуры батарею доводят до комнатной температуры и протирают от остатков электролита. Зарядку проводят в проветриваемом помещении, время восстановления емкости зависит от характеристик оборудования и глубины разряда.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Топ Авто Фишка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: