Дороги в России давно контролируются разветвленной сетью камер, а нарушителей ПДД наказывают в автоматическом режиме. Однако многим владельцам машин с иностранными номерами не приходят штрафы с камер, как и не применяются санкции за неоплаченные парковки и езду по платным дорогам с безбарьерной системой проезда.
По статистике МВД, в 2024 году на автомобили с иностранными номерами было выписано 489,6 тыс. штрафов, а уплачено лишь 281,8 тыс., то есть 41,5% нарушителей наказаны не были.
Бесплатный проезд по платным дорогам
С запуском в России системы безбарьерного проезда по платным дорогам многие машины на иностранных номерах стали ездить по ним бесплатно. Система «Свободный поток» (Free-Flow) позволяет автомобилистам въезжать на платники и выезжать с них без остановки и физической оплаты — через дорожные рамки. Счет за проезд формируется в автоматическом режиме по фактически пройденному расстоянию на основе классификации автомобиля и распознанных номерных знаков. После совершения поездки водитель должен в течение пяти дней зайти на сайт оператора, ввести номер автомобиля и заплатить за проезд. В противном случае владельцам легковых машин выписывается штраф в размере 1,5 тыс. руб., но при оплате в течение 20 дней с момента назначения штрафа он аннулируется.
В настоящий момент в стране безбарьерная система Free-Flow используется, в частности, на ЦКАД, М-12 «Восток», А-289, Московском скоростном диаметре (МСД) и проспекте Багратиона в Москве. Оплата проезда производится с помощью приложений и через сайт оператора. Однако платят не все.
В пресс-службе компании «Автодор» подтвердили Autonews.ru, что меры контроля внесения оплаты и штрафы предусмотрены для всех нарушителей, а для владельцев иностранных госномеров никаких привилегий нет. Вместе с тем и наказать нарушителей с иностранными номерами непросто. По факту сделать это зачастую можно лишь в момент пересечения автотранспортным средством границы с Россией.
«В соответствии с Федеральным законом № 241-ФЗ от 23.07.2025 на пунктах пропуска через границу Российской Федерации предусматривается контроль соблюдения законодательства о внесении платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам. Въезд на территорию Российской Федерации и выезд с территории Российской Федерации транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, допускается после внесения платы за проезд по платным автомобильным дорогам. Такую задолженность владельцы транспортных средств обязаны оплачивать до пересечения границы», — уточнили в «Автодоре».
В компании подчеркнули, что информирование должников из других стран ведется по линии соответствующих министерств и ведомств стран СНГ при посредстве российского МИДа.
Контролировать задолженность владельцев иностранных транспортных средств и выставлять штрафы за неоплаченный проезд по платным автомобильным дорогам могут инспекторы Ространснадзора, в том числе на подъезде к границе России.
«С операторами платных автомобильных дорог в Республике Казахстан («КазАвтоЖол») и Республике Беларусь (ГУ «Белавтострада») организуется взаимное информирование пользователей о наличии у них задолженности за проезд по платным автомобильным дорогам», — заверили в «Автодоре».
В компании подчеркнули, что проблема неоплаты остается актуальной. В связи с этим правительством был подготовлен законопроект об увеличении размера штрафа за неоплату проезда по платным автомобильным дорогам. Также прорабатывается комплекс дополнительных мер для сокращения количества нарушений.
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов подтвердил Autonews.ru, что пока владельцы автомобилей с иностранными номерами могут пользоваться платными дорогами с безбарьерной системой оплаты без фактической оплаты. Это связано с несколькими факторами:
- недостаточной интеграцией систем контроля;
- отсутствием эффективного механизма взыскания долгов с иностранных водителей;
- отсутствием соответствующих полномочий.
«У Ространснадзора нет прав останавливать легковые автомобили, а у ГАИ нет возможности администрировать нарушения за неоплату проезда. Кроме того, система информационного обмена между ведомствами начала функционировать недавно, и ее эффективность остается под вопросом. Помимо этого, Федеральная таможенная служба выступает против расширения своих обязанностей по контролю за оплатой штрафов и задолженностей», — конкретизировал эксперт.
В пресс-службе концерна «Телематика» (разработчик системы «Свободный поток») пояснили Autonews.ru, что начисление платы для транспортных средств с иностранными номерами осуществляется в полном объеме и по тем же принципам, что и для автомобилей с российской регистрацией.
«В настоящее время система поддерживает распознавание номеров всех иностранных государств, автомобили которых совершают поездки по территории России», — заверили в компании.
Парковка без оплаты
Аналогичным образом обстоят дела и с неоплатой парковок. По факту пользоваться ими владельцы автомобилей с иностранными номерами могут бесплатно: такие транспортные средства (ТС) просто не фиксируются в отечественной системе штрафов за неоплаченную парковку, а базы данных не включают в себя большинство зарубежных регистрационных знаков. Более того, и инспекторы дорожной полиции часто не могут установить, кто именно владеет машиной с иностранной регистрацией.
На практике выявить нарушителей можно лишь в случае, если конкретные номерные знаки числятся в международном розыске (к примеру, есть в базе Интерпола).
Некоторые водители уже научились обманывать систему платных парковок: на стоянке российские номерные знаки меняются на европейские, что позволяет гарантированно избежать штрафа за неоплату. У сотрудников службы ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства» (АМПП, отвечает за управление платными парковками в Москве) нет полномочий по эвакуации и штрафам в отношении таких транспортных средств: в единую базу внесены только номера стран СНГ.
Правда, здесь есть нюанс: при выявлении нарушения с номерными знаками владельцам транспорта грозят лишение прав и крупный штраф: в соответствии со ст. 12.2 КоАП (управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков) эта практика подпадает под штраф до 0,5 млн руб. или лишение прав на год.
В пресс-службе Минтранса Подмосковья пояснили Autonews.ru, что пока оплата парковочных сессий в регионе владельцами транспорта с иностранными номерами фактически осуществляется на добровольной основе — через мобильное приложение «Парковки России».
«На транспортные средства с иностранными номерами постановления об административной ответственности за неоплату проезда по платным дорогам и парковочных сессий в Московской области не выносятся в связи с отсутствием информации о собственнике транспортного средства», — ответили в ведомстве на запрос Autonews.ru.
Ужесточение контроля и наказаний
В пресс-службе ГКУ «АМПП» заявили лишь, что контроль за использованием автомобилей с иностранными номерами в России ведется сотрудниками ГАИ. Правда, от МВД на запрос Autonews.ru к моменту публикации заметки ответа не поступило.
Наличие проблемы ненаказуемости нарушений транспортом с иностранными номерами косвенно подтверждает недавняя инициатива МВД: автовладельцам на уплату штрафа в России хотят дать всего одни сутки, а неисполнение постановления в этот срок предлагается квалифицировать как новое правонарушение с двойным штрафом и исполнением в течение одного дня. Злостных нарушителей будет ждать административный арест до 15 суток или обязательные работы.
По словам Тузова, уже есть инициативы, направленные на ужесточение ответственности для владельцев машин с иностранной регистрацией. В частности, Госдума рассматривает законопроект, позволяющий запретить выезд автомобилей с иностранными номерами из России до погашения штрафов. Пока штрафы предписывается уплатить в общий, 60-дневный срок, до выезда из России.
«Также на постоянной основе ведется работа по улучшению контроля и взысканию штрафов, созданию единой базы данных для отслеживания платежей и задолженностей», — уточнил собеседник.
«Хотя проблема остается актуальной, предпринимаемые шаги указывают на стремление властей обеспечить справедливость и прозрачность в оплате услуг на дорогах и парковках», — считает специалист.
Юрист Лев Воропаев напомнил, что по действующему законодательству, ездить по платным дорогам без оплаты и бесплатно парковаться владельцы машин с иностранными номерами не имеют права и должны в общем порядке оплачивать услуги. Вместе с тем нет базы, доступной для органов местного самоуправления, чтобы выносить соответствующие постановления.
Эксперт считает, что расслабляться водителям транспорта с иностранными номерами не стоит.
«С точки зрения КоАП, если водителя такого ТС привлекут к ответственности, он обязан уплатить штраф немедленно. По истечении 60 дней машину могут задержать и поместить на штрафстоянку до момента оплаты. Кроме того, нужно уплатить все штрафы до выезда из России», — пояснил Воропаев.
Читайте также:
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафах за езду без ОСАГО под камерами
Очередные штрафы и ограничения для водителей. Нововведения осени
Любителям тонировки — никакой лазейки и большой штраф. Что хотят изменить
Штраф за превышение средней скорости. Вот что решили в Госдуме
Авторы Теги Александр Воронцов Обозреватель Autonews