Портфель автокредитов до конца 2025 года существенно увеличится и достигнет 3 трлн руб., а затем, в начале следующего года, объем выдачи сильно упадет, следует из прогноза агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР, есть в распоряжении Autonews.ru).
Эксперты НКР отметили, что до конца 2025 года российское автокредитование будет находиться под разнонаправленным влиянием множества факторов, важнейшие из которых: высокие процентные ставки, рост утильсбора и налоговой нагрузки, программа льготного автокредитования.
«В результате по итогам текущего года портфель автокредитов покажет рост на 13–17%, что значительно медленнее прошлогодних +52%», — говорится в прогнозе НКР.
По итогам восьми месяцев 2025 года портфель автокредитов достиг 2,8 трлн руб., прирост с начала года составил 192 млрд руб. (+7,4%). В текущем году рынок работает в условиях очень высоких процентных ставок, а с 1 июля на него негативно влияют и впервые введенные в сегменте надбавки к коэффициентам риска, заявили аналитики.
Тем не менее, по данным Frank RG, в сентябре было выдано 199 млрд руб. автокредитов, а в октябре — 214 млрд руб., что является максимумом выдачи за месяц с октября 2024-го.
«В ноябре и декабре автокредитование продолжит быстро расти, несмотря на все еще высокие процентные ставки. Эффект отложенного спроса на рынке завершился в прошлом году, но выдачи в сегменте поддержит очередное повышение ставок НДС и утильсбора, в том числе на автомобили мощностью более 160 л. с., ввозимые до повышения из-за границы по льготному тарифу (3,4 тыс. руб. на новые автомобили для личного пользования и 5,2 тыс. руб. на автомобили старше трех лет)», — следует из отчета.
По мнению НКР, новая методика расчета утильсбора подстегнет потребительский спрос, и на рынок «поспешат выйти заемщики, планировавшие покупку автомобиля в следующем году».
Кроме того, позитивно на динамике сегмента также скажутся госпрограмма субсидирования автокредитов, льготное кредитование от автопроизводителей и возможные скидки на автомобили 2024–2025 годов выпуска в преддверии Нового года.
В следующем году, добавили аналитики, динамика сегмента будет во многом определяться теми же факторами, однако направление их влияния может измениться. Так, по мнению агентства, в январе—феврале на рынке ожидается заметное падение объема выдач автокредитов, поскольку негативное влияние повышенных утильсбора и налогов станет ощутимым, а часть спроса уже реализована в ноябре—декабре.
«В последующие месяцы динамика в сегменте будет во многом определяться денежно-кредитными условиями, и в зависимости от скорости снижения ключевой ставки НКР ожидает прироста портфеля автокредитования по итогам 2026 года на 10–20%», — добавили в НКР.
Ранее Объединенное кредитное бюро (ОКБ) сообщало, что по итогам сентября текущего года кредиты на покупку машин чаще всего брали в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Татарстане и Краснодарском крае.
- Как мы покупали Lada в кредит, а в итоге захотели открыть вклад
- «Удешевление кредитов и лизинга». Эксперты о снижении ключевой ставки
- Какой должна быть ключевая ставка для роста авторынка. Мнения экспертов
Авторы Теги





















