Вопрос «бумажной» оплаты коммунальных услуг — это не ретро, а привычный образ жизни. Гонка тут только навредит
Законопроект, предусматривающий массовый переход на цифровые платежи за услуги ЖКХ, разрабатывают специалисты Минстроя РФ, пишут «Известия».
Авторы документа работают над поправками в Жилищный кодекс РФ для создания единой цифровой платформы в коммунальной сфере на базе в сфере на базе ГИС ЖКХ, согласно поручениям президента Владимира Путина и замглавы правительства Марата Хуснуллина.
В законопроекте предлагается публиковать платежные документы на оплату услуг одновременно в системе в ГИС ЖКХ и на портале «Госуслуги».
«Предоставление платежных документов в электронной форме указанным способом будет считаться надлежащей доставкой платежного документа потребителю, так же как его доставка на бумажном носителе», — цитируют «Известия» пояснительную записку к документу.
Стоит напомнить, что Минстрой еще в 2022 году поддержал возможность широкого внедрения цифровой оплаты за услуги ЖКХ, однако законодатели так и не сумели разработать необходимый инструментарий для этого.
Вопросы, действительно, возникают. За разъяснениями мы обратились к эксперту по ЖКХ Дмитрию Бондарю.
«СП»: Не секрет, что многие пожилые люди больше дружат с телевизором, чем с компьютером и интернетом. А жители отдалённых населённых пунктов сталкиваются с перебоями связи. Как им быть, если все на «цифру» переведут?
— Здесь важно помнить, что статья 155 Жилищного кодекса России разрешает платить за коммунальные услуги любым законным способом — через банк, почту или по бумажным квитанциям.
Разрабатываемый закон не отменяет традиционную рассылку, поэтому речь не идет о принудительном переводе только на электронный формат.
Кроме того, распоряжение правительства по национальной программе «Цифровая экономика», вероятно, учитывает права всех категорий населения при внедрении новых технологий.
Общественное обсуждение как раз призвано выявить спорные моменты и сохранить альтернативные варианты оплаты.
«СП»: Наверняка, в связи с переводом на цифровой формат оплаты, активизируются разного рода конспирологи.
— Действительно, у некоторых могут возникнуть опасения, что это шаг для тотальной цифровизации.
Однако российское законодательство защищает граждан. Например, статьями 8 и 16 закона «О защите прав потребителей», которые закрепляют право потребителя на получение необходимой и достоверной информации и признают недействительными условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с законодательством.
«СП»: Справятся ли с повышением нагрузки система ГИС ЖКХ и портал «Госуслуги»? К тому же опасность кибератак никто не отменял.
— Напомню, что эти ресурсы уже несколько лет обрабатывают миллионы операций. Обе платформы относятся к критической информационной инфраструктуре России. Это означает регулярные проверки на устойчивость к кибератакам, постоянную модернизацию защиты и резервные мощности.
Кроме того, предполагается поэтапное внедрение системы оплаты с тщательным тестированием каждого этапа. При возникновении технических проблем граждане, вероятно, смогут подтвердить платежи другими способами и обратиться с жалобой в соответствующие органы — их права остаются защищены законом.
«СП»: Если по-простому, зачем нужен переход на электронные платежи услуг ЖКХ?
— Цифровизация платежей создаёт удобную единую систему и повышает прозрачность расчётов. Главное, чтобы переход учитывал реальные возможности людей и не превращался в принуждение. Законодательство, стоит напомнить, предоставляет необходимые гарантии, а общественный контроль поможет избежать перегибов.
Руководитель управляющих компаний в Барнауле и Белокурихе Николай Наздрачев напоминает, что уже сейчас продвинутые граждане могут оплачивать коммунальные услуги в «цифре».
— Мы рассылаем платежные документы в электронном виде. Собственники получают по интернету квитанции и оплачивают их. Также идет дублирование документов в бумажном варианте.
«СП»: Будет ли успешным продвижение «цифры» в этой сфере?
— Приведу пример. От всех управляющих компаний уже давно требуют перехода на электронную систему голосования по принятию решения собрания собственников жилья. Эта инициатива идет из федерального центра, которые продавливают ее через жилищные инспекции на местах. Я сразу хочу сказать, что мы уже несколько раз собирались в Жилищной инспекции, туда приглашали директоров управляющих компаний, обсуждали эту тему. Могу точно сказать: в России эта система не будет работать. И с электронными платежами аналогичная ситуация будет.
«СП»: Почему?
— У нас самая активная часть населения в области ЖКХ — это пенсионеры. Они же самые обязательные в платежах. И они оплачивать услуги в электронном виде не будут. Кто-то может сказать: когда-то у них не было карточек, личного кабинета, но вроде разобрались. Ничего подобного! Практически все пенсионеры ходят и оплачивают бумажные квитанции в Сбербанк, на почту, специальные платежные центры.
Кроме того, в случае каких-то сбоев будет низкая собираемость. Вообще, это не вопрос практики, не вопрос времени. Это вопрос привычного для русского человека образа жизни.
«СП»: Не получится ли так, что чиновники будут рапортовать, что перевели на «цифру» какое-то количество населения, а в реальности это создаст трудности для граждан?
— Вполне такое может быть. Эта гонка, именно эти рапорты о переходе на цифровую систему, могут породить множество проблем. Я работал в сфере ЖКХ в Москве, Алтайском крае — могу точно сказать, что всюду примерно одинаковая ситуация. Если будут принуждать переходить на «цифру» — собираемость платежей может резко упасть. Во всех регионах.
Если с какими-то суммами в квитанции человек не согласен, то в банке или платежном центре он может прямо сказать: эти позиции я оплачивать не буду, пока не проясню, почему должен заплатить именно столько. А электронная система позволит ему это сделать? Есть большие сомнения.